Бизнес,
особенно средний и малый, сейчас вынужден экономить буквально на всем. Тем
более учитывать, какой «кусок» и без того невысокой ежемесячной прибыли съедают
разнообразные платежи — аренда, коммуналка, охрана…
Не
зря же в бурный 2008 год, с началом экономического кризиса, первое, от чего
отказались многие предприниматели — от помещения. Те, кто арендовал по 300
квадратов, перебрались в 50. Тот, кто довольствовался двумя комнатами по 30 метров, уменьшил
«аппетит» до одной. У многих вообще не нашлось денег на офис…
Однако
особенно смекалистые украинцы стали строить на чужой беде новый бизнес —
возводить (или спешно переоборудовать) офисные центры с почасовой или
посуточной арендой рабочего места, кабинета, комнаты переговоров. В Киеве всего
несколько так называемых коворкинг-центров, и пока особой популярностью они не
пользуются. Да и цены там не такие уж и маленькие.
Подавляющее
большинство предпринимателей стараются снять пусть и скромное помещение, но
«свое» и на длительный срок. В целях экономии выбирают офисы на задворках, идут
на рискованные (иногда даже устные!) договоренности об аренде комнатки в
зданиях производственных комплексов, старых заводов.
Еще
несколько месяцев назад самым дешевым вариантом считался съем под офис обычной
квартиры. Дешевый — потому что незаконный. По словам специалистов, помещение
оформляется на одного из сотрудников как аренда жилья. Но что стоит соседям сообщить
куда надо о слишком частых визитерах в определенную квартиру? Но многие
вынужденно шли на такой риск. Так было, пока к весне 2010 года ставки по аренде
офисных площадей в целом не упали на 50–60%. Так что сегодня даже незаконный
съем квартиры обходится дороже, чем аренда комнатушки в каком-нибудь бывшем
научном институте, спешно переоборудованном в «офисный центр невысокого
класса».
—
Нормальные условия для работы могут предоставить, к сожалению, только
сравнительно новые и, безусловно, дорогие офисные центры, — рассказал «ВВ»
глава правления Союза консультантов по недвижимости Украины Виктор Несин. — Не
всякая компания, даже крупная, может себе позволить офис в 100 квадратов по $40
в месяц с каждого. Остальным приходится работать по «кабинетной системе» —
снимать площади в бывших админзданиях, без ремонта, без нормального туалета,
парковки… Туда порой и делового партнера привести стыдно. Но лучше так, чем
рисковать при аренде жилого фонда, которую без взяток официально вряд ли
оформишь.
По
словам специалистов, в ближайшее время стоимость аренды офисных площадей если и
будет повышаться, то очень медленно. У предпринимателей просто нет денег, а
оживления экономики тоже пока не предвидится.
Мария Углецова, газета
«Вечерние Вести»