За коммунальные услуги
сегодня можно не платить, но только в том случае, если удастся доказать, что
они некачественные. Холодные батареи, ржавая вода в кране, неработающий лифт -
все это может стать поводом отказаться от платежа. Отстоять свои интересы
возможно - в январе киевляне добились пересчета почти на миллион гривен. Как на
практике доказать, что услуга не соответствует стандартам и как получить право
не оплачивать ее, выяснили «Известия в Украине».
Тариф «морозный»
Главная беда, с которой
столкнулись многие украинцы во время морозов, - отсутствие тепла в квартире.
Батареи, которые худо-бедно прогревали комнаты при нулевой температуре за
окном, не справились в 30-градусные морозы. В результате к стандартному счету
за отопление прибавились астрономические суммы за электроэнергию: в пик холодов
люди включали все обогревательные приборы, которые нашлись в доме. Между тем, в
украинском законодательстве закреплены четкие температурные нормы, которые коммунальщики
обязаны обеспечивать жителям многоквартирных домов.
«Предоставление услуг по
централизованному отоплению должно быть беспрерывным на протяжении всего
сезона, - разъяснил «Известиям в Украине» директор «Института города» Александр
Сергиенко. - Максимальный срок отключения отопления, на который коммунальщики
имеют право, это 12 часов в течение одного месяца. Температура в квартире
должна быть не ниже 18°C. При снижении этой температуры до 12°C плата за
отопление уменьшается на 5% за каждый градус отклонения. Если же температура в
квартире стала ниже 12°C, ЖЭК не имеет права выставлять счет».
Как получить дивиденды
Жаловаться на холод в
квартире без доказательств нет смысла. «Владелец жилья должен вызвать
представителей ЖЭКа, чтобы они провели замер температуры, на основании чего
можно будет составить акт-претензию и требовать перерасчета стоимости
коммунальных услуг, - пояснил «Известиям в Украине» независимый юридический
консультант Андрей Осадчий. - Причем существует четкая инструкция для проведения
подобных замеров. Если измеряется температура в жилой комнате, расстояние от
окна и батареи должно быть не менее пяти метров. Замер проводится несколько раз
в течение трех часов. После этого акт-претензию должны подписать и жилец, и
представитель обслуживающей организации».
Вода в законе
Добровольно-принудительная
программа установки счетчиков на воду заставила граждан внимательнее относиться
к каждому потраченному кубометру. Ну очень обидно, когда из горячего крана
льется вода комнатной температуры, а счетчик наматывает кубики кипятка, который
стоит дороже. Однако эксперты говорят, что порядок и условия подачи в квартиры
горячей и холодной воды также четко прописаны в украинском законодательстве.
Поэтому за «недогретую» воду, как и за некачественное отопление, коммунальщикам
тоже можно не платить.
«Вода официально считается
горячей, если ее температура непосредственно из крана конечного потребителя
составляет 50°C, - пояснил Осадчий. - Только в этом случае человек оплачивает
тариф полностью. При температуре горячей воды от 45 до 50 градусов оплачивается
90% установленного тарифа, а вода, нагретая от 40 до 45°C, стоит не больше 70%
«горячей цены». Если температура воды из горячего крана ниже 40°C, ЖЭК обязан
применять к ней тарификацию как для холодной воды. При этом замерить
температуру самостоятельно нельзя. Зафиксировать некачественную услугу и
подписать акт-претензию также должны представители ЖЭКа».
Спасение замерзающих
Теоретически не платить за
некачественные услуги легко. Всего-то и нужно, что вызвать коммунальщиков, с их
помощью зафиксировать нарушения в системе тепло- или водоснабжения, составить
акт-претензию и подать заявку на перерасчет цен. Ответить на заявку ЖЭК должен
в течение трех дней, причем отказ должен быть аргументированным. Если с перерасчетом
коммунальные службы согласны, однако платежка все равно пришла со старыми
ценами, у владельца квартиры есть все основания для того, чтобы обратиться в
суд.
Каждая пятая АЗС продает некачественное дизтопливо
«На практике все оказывается
сложнее, ведь палки в колеса ставят сами коммунальщики, - говорит Осадчий. -
Вызывать представителей ЖЭКа на замеры по телефону бесполезно, лучше сразу идти
туда и оставлять письменную заявку с занесением в журнал регистрации вызовов.
Причем эту заявку вполне могут рассматривать несколько дней, а на улице и в
квартире к тому времени потеплеет. Даже если время замера уже оговорено и
назначено, коммунальные работники могут не прийти. А если приходят, то иногда
доходит до того, что они подогревают градусник перед тем, как зайти в квартиру».
Доказать свою правоту
практически невозможно, поскольку нет никаких альтернативных организаций,
которые могут оценить качество коммунальных услуг. «Единственный возможный
выход - повторная экспертиза, - советует Сергиенко. - Для этого нужно
самостоятельно собрать доказательства о некачественной услуге, написать
акт-претензию и попросить двух соседей его подписать. Этот акт прикладывается к
заявлению о перерасчете стоимости комуслуг. Вряд ли владельцу квартиры на этом
основании что-то пересчитают, но на повторный замер коммунальщики явятся
точно».
НИКОГО НЕТ ДОМА
Вообще не оплачивать
коммунальные услуги можно и в том случае, если в квартире никто не живет. Но
это право не распространяется на отопление, зато касается оплаты горячей и
холодной воды, водоотвода и газа. Для этого владельцу жилья нужно написать
заявление в ЖЭК, чтобы коммунальщики отключили воду и опломбировали запорные
вентили. Такое же заявление следует отнести в управление эксплуатации газового
хозяйства, чтобы перекрыть подачу газа. Как только хозяин решит вновь
заселиться в квартиру, в те же организации придется подать заявления на
распломбирование подачи воды и газа. Самовольный срыв пломб приведет к
аннулированию всех договоренностей, и жильцам насчитают такую сумму, как если
бы они все время жили в квартире.
Алина Полищук, «Известия в
Украине»