Кабмин принял постановление
№529, которым урегулировал механизм подомового начисления тарифа квартплаты и
утвердил типовой договор о предоставлении услуг по содержанию придомовых
территорий.
В Украине всегда была сложная
система тарифов на услуги ЖКХ, в том числе - и квартплату. Постоянное
отсутствие горячей воды, неубранные подъезды, аварийное состояние самих домов –
далеко не полный перечень претензий горожан к работникам коммунальных служб.
Парадоксально, но усилия чиновников улучшить качество предоставляемых услуг и
снизить их стоимость приводили к обратному – тарифы росли, а ЖКХ приходило в
еще больший упадок. Подобное, естественно, вызывает крайнее неудовольствие
потребителей: люди не понимают, за что платят, и от чего, собственно, зависит
сумма в платежке. Кто-то спорит с администрацией коммунальных предприятий,
кое-кто молча платит, а некоторые - устраивают пассивный бойкот и переходят в
разряд злостных неплательщиков.
Решить проблему правительство
попыталось, издав в июне 2005 года постановление №560, которым утвердило
порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и
придомовых территорий, а также типового договора о предоставлении этих услуг. С
тех пор квартплата должна была формироваться для каждого дома отдельно. Все бы
хорошо, но с тех пор жители домов,
которые находятся в одном районе или даже квартале, платили совершенно разные
суммы. И миллионная разница в тарифах на квартплату ложилась на плечи местных
властей.
Четыре года спустя Кабмин принял постановление №529, которым
урегулировал механизм подомового начисления квартплаты и утвердил типовой
договор о предоставлении услуг по содержанию придомовых территорий, а
постановлением №869 утвердил единый подход к тарифообразованию. Этими
документами введена практика общественного обсуждения тарифов ЖКХ. Впрочем,
проблему это не решило. Договорившись с коммунальщиками о расчетах и перечне
оказываемых ими услуг, жители домов получили платежки с совершенно иными, более
высокими цифрами.
Новые грани старых принципов
В июне прошлого года
правительство Николая Азарова решило поставить точку на неразберихе с
расчетами, пообещав производителям и поставщикам услуг ЖКХ новую методику
тарифообразования. Она призвана была объяснить потребителям, сколько и за что
они, собственно, платят, а также снизить стоимость коммунальных услуг.
Своим решением Кабмин
утвердил пять порядков формирования тарифов
на жилищно-коммунальные услуги и квартплату с едиными подходами для всех
регионов. Это порядок формирования тарифов на тепловую энергию
(централизованное отопление и горячая вода), централизованное
водоснабжение, водоотвод, обслуживание
домов и придомовых территорий, электрическую энергию и газ. По сути, документ
не внес никаких новшеств, но объединил действующие ранее нормативно-правовые
акты, регулирующие тарифную политику.
Однако многие эксперты не
уверены, что подобное нововведение позволит потребителям платить меньшую
квартплату. «Тарифы понижаться точно не будут, - прокомментировал решение Кабмина
«У.К.» экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко. По его мнению, теперь
важно, что б они не начали стремительно расти.
Как известно, в 2011 году
Правительство повысило цены для коммунальных предприятий на такие составляющие
тарифов как газ и электроэнергия, а также увеличило зарплату работникам
коммунальных служб. То есть, повысилась и себестоимость тарифов, а значит,
понизить их было бы крайне проблематично для государства. А вот не допустить их
неконтролируемый рост – это, по мнению Алексея Кучеренко, задача для
национального регулятора.
Кроме того, в постановлении
четко не прописана обязательность включения в тариф квартплаты тех
составляющих, которые влияют на его цену. Это, к примеру, уборка лестничных
площадок, подвалов и прочее.
Что касается системы
подомового расчета тарифов на квартплату, то многие чиновники уверены в ее
необходимости. «Это сложно организовать, - сказал «У.К.» начальник управления
жилищно-коммунального хозяйства Ивано-Франковской госадминистрации Александр
Деревянко, - но абсолютно необходимо. Ведь не может одинаково платить жилец
отремонтированного дома и тот, в чьем доме ничего не делалось». В то же время,
Александр Деревянко указывает на то, что траты на содержание разных домов
отличаются друг от друга. Это зависит от ремонта, придомовых территорий,
электроэнергии. Последняя, кстати, расходуется больше, если в доме есть лифты,
освещение лестничных клеток и подъездов. «Тарифы на квартплату не могут быть
одинаковыми, но они могут быть сформированы по единой методике», - резюмировал
Александр Деревянко.
Квартплата: кто у руля?
Согласно этой методике,
расчет квартплаты снова будет производиться для каждого дома отдельно.
Устанавливать тарифы будут местные власти. Но не все верят в эффективность
такой схемы. «Давление со стороны центральной власти, скорее всего, будет, -
сказал «У.К.» мэр города Украинка Павел Козырев. – Оно есть и сейчас». По его
словам, существует огромное количество проверяющих органов, к которым в
последнее время подсоединился еще и Антимонопольный комитет.
Некоторые побаиваются, что в
случае, если министерство будет вмешиваться в процесс тарифообразования, оно
начнет отстаивать интересы монополистов. «Центральная власть, так или иначе,
будет участником процесса», - рассказывает Алексей Кучеренко. По его мнению,
местные власти должны передавать свои запросы на верх, а регулятор в свою
очередь находить «золотую середину».
Маленький город – большой тариф
Сколько конкретно будет
платить тот или иной гражданин, пока не известно. Да и саму методику
тарифообразования получили еще не все города. Некоторые мэры, к примеру, мэр
Винницы Владимир Гройсман, о ней и не слышали. Но можно предположить, что у
жителей маленьких городов тарифы на квартплату будут выше.
Дело в том, что, согласно
закону, мэрия должна компенсировать разницу между себестоимостью и той суммой,
которую платит потребитель. Это должно происходить, если население не будет
покрывать реальную стоимость тарифа.
«Как правило, города, где
тарифы не соответствуют себестоимости, – крупные, имеют большие бюджеты, и они
могут себе позволить доплачивать за своих жителей коммунальным предприятиям, -
пояснил «У.К.» Павел Козырев. – К сожалению, в малых городах власти не могут
себе этого позволить, и тарифы на квартплату обычно стоят столько, сколько они
стоят».
Владислав Павлов, ИА «Украина коммунальная»