Подводя
итоги 2011 года и делая прогнозы на 2012-й, «Главред» выяснил, что ожидает
украинцев на рынке недвижимости, и как будет развиваться инфраструктура больших
городов.
Цены – в бетон
В
этом году продолжилось падение цен на жилую недвижимость. По оценкам экспертов,
цена квадратного метра за год снизилась на 10% на вторичном и на 5% на
первичном рынке. Коммерческая недвижимость подешевела почти на 15%.
По
словам экспертов, сейчас активность на рынке крайне низкая - продается, в
основном, дешевый сегмент. Но и на такие квартиры спрос невысок. Даже те, у
кого есть на руках сумма для покупки недвижимости, долго выбирают, торгуются и
при малейшем колебании рынка откладывают покупку, блокируя тем самым рост цен.
Этот
тренд, скорее всего, сохранится и в будущем. Высокая инфляция и уровень
безработицы, рост цен на продукты питания, транспорт, бензин и другие товары,
говорят о снижении благосостояния украинцев. В свете негативных прогнозов в
отношении экономики Украины и неуверенности в стабильности гривны перспективы
рынка недвижимости выглядят еще более печальными. Ухудшают общую картину и
банки, начавшие с октября месяца повышать проценты по ипотечному кредитованию.
Если в конце сентября финучреждения предлагали ипотеку в среднем под 17%
годовых (речь идет о «вторичке»), то сейчас менее 20% уже не найти. При этом
требования банкиров к заемщикам все так же строги.
Поэтому,
вопреки всем запугиваниям застройщиков и брокеров, цены на недвижимость в
следующем году расти не будут. Наоборот, продавцы квартир будут вынуждены пойти
на серьезные уступки покупателям. Ведь количество украинцев, которые могут
позволить себе покупку жилья, уменьшается с каждым днем. Правда, падение цен на
квадратные метры в следующем году вряд ли будет сопоставимо с падением, которое
можно было наблюдать в пик кризиса - в 2008-2009 годах. Но рассчитывать на удешевление
в пределах 10-15% можно смело.
Время «Ч»
Главное
событие следующего года – Евро 2012. Именно под футбольный чемпионат на
протяжении трех последних лет государство возводило новые гостиницы, строило
дороги, аэропорты и стадионы… Точнее на протяжении двух последних лет чиновники
распределяли подряды между частными структурами. И только в этом году начались
подвижки по развитию инфраструктуры.
Впрочем,
даже при таких «ударных» темпах работы украинцы все же получили немного
бонусов. Например, в Киеве ко Дню Независимости открыли целых три транспортные
развязки. В частности, введена в эксплуатацию реконструированная развязка на
пересечении проспекта Науки со Столичным шоссе. Заработала также развязка возле
станции метро «Днепр» (съезд с моста Метро). Открыто автомобильное движение по
Дарницкому железнодорожно-автомобильному мостовому переходу. Поспешили в этом
году и киевские метростроители - сдали новую станцию метро в эксплуатацию.
А
вот харьковчане получили новый аэропорт и новые авиамаршруты. Теперь, например,
из Харькова можно улететь в Стамбул всего за 60 долларов. Появилось в Украине и
более качественное дорожное покрытие. Успели немного обновить свой парк
транспортные коммунальные предприятия.
Но
главные призы украинцев ждут в следующем году. Так, например, уже с мая начнут
курсировать между городами, принимающими Евро-2012, скоростные поезда Hyundai.
К этому времени также обещают завершить строительство терминала D в аэропорту
Борисполь и даже запустить «Воздушный экспресс» - современную электричку,
которая будет доставлять пассажиров из Борисполя в Киев. Последняя, правда,
будет запущена не к чемпионату, а примерно через полтора года. Также чиновники
обещают привести в порядок аэропорт «Киев» (Жуляны). Смогут похвастаться
воздушными воротами и дончане, судя по смете, Донецкий аэропорт обойдется
государству дороже столичного.
Появится
во всех четырех городах – Киеве, Львове, Харькове, Донецке,- достаточное
количество гостиниц (причем с разным количеством звезд).
Еще
одним приятным начинанием украинского правительства станет строительство
кольцевой дороги вокруг Киева. Правда, до начала Евро-2012 начать сей
грандиозный проект не удастся (скорее всего, за работу возьмутся в середине
лета), однако само по себе внимание чиновников к транспортным проблемам Киева
уже вселяет оптимизм.
Светлана Еремина, «Главред»