Под конец года
девелоперы спешат сдать в эксплуатацию новые объекты. Недавно на Лыбидской
площади был открыт крупный ТРЦ Ocean Plaza (более 72 кв. м), на очереди еще
как минимум два: «Полярный» и второй в столице «Караван». Впрочем, дефицит
качественных торговых помещений с их появлением не исчезнет. Не стоит ожидать и
снижения арендных ставок.
В течение декабря
эксперты прогнозируют открытие в столице (общая арендная площадь - 8,7 тыс. кв. м), и гипермаркета «Караван» на ул.
Семьи Сосниных, 17 (7 тыс. кв. м). Первый из них войдет в состав
многофункционального комплекса «Яркий» с уже действующим строительным
гипермаркетом Leroy Merlin и строящимся жилым
домом. В ТЦ будет продуктовый супермаркет «Амстор» (более 4 тыс. кв. м),
торговая галерея, зона услуг, кафе и рестораны. Второй столичный «Караван» -
это модернизированное здание ЗАО «Киев-Лада».
Также близок к
готовности ТРЦ «Мармелад» на ул. Борщаговской. Но до праздников там успеют
открыть разве что супермаркет «Амстор» (5 тыс. кв. м), а все остальное - уже в 2013 г. Общая арендная
площадь объекта составит 40 тыс. кв. м. На ней, помимо огромной бутиковой зоны,
разместится один из самых крупных в столице детских развлекательных центров,
фитнес-центр, боулинг, супермаркет электроники, первый в Украине
профессиональный Squash-клуб,
фуд-корт и ресторанный дворик. Для красоты планируется сооружение двух
водопадов высотой 20 м
каждый.
На следующий год
перенесено открытие ТРЦ «Гулливер» на Спортивной площади. Его общая торговая
площадь составит около 29 тыс. кв. м, из которых супермаркеты займут 8 тыс. кв.
м, а развлекательная зона - 24 тыс. кв. м. В ее состав войдут кафе, боулинг,
английский паб, рестораны, фитнес-клуб с бассейном и кинотеатр на семь залов.
Новые объекты
появляются не только в Киеве. В Херсоне на ул. Залаэгерсег, 18, в начале ноября
запущена вторая очередь ТРЦ «Фабрика». Его общая площадь - 22 тыс. кв. м,
арендная - 15 тыс. кв. м. Помещения там сняли продавцы одежды и обуви,
ювелирных изделий, разнообразные кафе быстрого питания. Для развлечений имеются
шестизальный кинотеатр «Мультиплекс», боулинг-клуб Lucky Strike, ледовый каток «Метеор», роллердром «Вираж»,
5D-кинотеатр и т.п.
В Харькове на днях
дебютирует ТРЦ «Французский бульвар» на ул. Академика Павлова, 44-б (общая
площадь - 44 тыс. кв. м, арендная - 35,8 тыс. кв. м). В состав ТРЦ войдут
супермаркет, 130 брендовых магазинов, центр развлечений «Шато Ледо»,
шестизальный кинотеатр, а также зал IMAX, боулинг-центр, многочисленные рестораны и кафе.
По словам директора
департамента профессиональных услуг и инвестиций компании Knight Frank Kyiv Андрея Голубкова, несмотря на перенос сроков
ввода в эксплуатацию ряда объектов на 2013 г., пополнение рынка торговыми площадями в
IV квартале весьма
существенно, что, вероятнее всего, скажется на изменении зон охвата и на
перераспределении потоков посетителей для некоторых действующих ТЦ.
При этом цены для постояльцев останутся
стабильными. По сведениям компании DTZ,
с октября 2011 г.
по нынешний момент средние арендные ставки на торговые помещения площадью 100-300 кв. м в успешных ТЦ
Киева колеблются в пределах $70-90/кв. м в месяц. Потолок для самых популярных
объектов - $200 за квадрат.
По оценкам DTZ, в 2013 г. ситуация не изменится. Это связано со
сравнительно небольшим количеством качественных ритейлеров в стране,
существенным объемом торговых помещений, заявленных к открытию в краткосрочной
перспективе, а также рисками экономической нестабильности в мире и в Украине.
При этом, несмотря
на относительно низкий уровень доходов населения страны, потенциал рынка
торговой недвижимости остается высоким. В среднесрочной перспективе сегмент
будет демонстрировать дальнейший рост. Ведь в течение последних двух лет в
столице и в крупных городах были начаты активные работы по девелопменту
нескольких масштабных объектов торговой недвижимости. Если они будут построены
в соответствии с заявленными сроками, общий объем площадей к 2014 г. существенно
увеличится.
Усиление конкуренции
может привести к снижению арендных ставок, в частности в классе некачественных
по нынешним меркам торговых центров так называемого первого поколения.
В то же время отсутствие «критической массы»
современных объектов торговой недвижимости в Украине является препятствием для
выхода на украинский рынок ряда известных международных ритейлеров. По оценкам
компании DTZ, открытие магазинов
таких брендов, как H&M, C&A, Deichmann, Debenhams и Peek&Cloppenburg, в ближайшем будущем маловероятно.
Любовь Осипова, Экономические
известия