Как раз накануне кризиса сразу
несколько девелоперов заявили о своих твердых намерениях построить под Киевом
шопинг-моллы невиданных доселе у нас размеров. Пока что эти ТРЦ остались на
стадии проектов либо вовсе свернулись. Но большинство экспертов считают, что их
время придет уже скоро.
В 2010 г. в Украину пришли сразу
несколько долгожданных одежных брендов (Topshop, Massimo Dutti, New Yorker),
другие сетевики подтверждают свои серьезные намерения относительно нашего рынка
(H&M, Debenhams). Всем им понадобится много крупных площадей,
соответствующих традиционному формату продажи этих брендов. Такие возможности
могут предоставить расположенные за пределами города крупные региональные ТРЦ
площадью от 100 тыс. кв. м и выше. Планы по созданию подобных шоппинг-моллов
около Киева были представлены как раз накануне кризиса, в 2007-2008 г., но
затем были заморожены или вообще свернуты.
Крупнейшим подобным проектом,
который был анонсирован в начале осени 2008 г., стал Mall of Ukraine (участок в
51 га, расположенный в 7 км от Киева по Житомирскому шоссе). Но кризис заставил
его девелопера, компанию DEOL Partners, отложить планы до лучших времен.
Сейчас, как рассказывает директор по стратегическому развитию компании Марина
Рымаренко, ведутся переговоры с потенциальными партнерами и арендаторами
комплекса. «Это позволяет понимать уровень потребности в помещениях конкретного
размера и, соответственно, учитывать при дальнейшем девелопменте», - объясняет
она.
Исполнительный директор компании
Real Estate Solution Андрей Борщ рассказывает, что крупные шопинг-моллы
планировалось строить на Одесской трассе (на выезде из Киева) и на Выдубичах. А
одним из самых громких, по его словам, был проект многофункционального
комплекса под Борисполем. В его состав должны войти не только шопинг-площади,
но и гостиница, и
развлекательная составляющая. По словам А. Борща, девелопер проекта обещает
запустить его в работу до Евро-2012, но реальность этого сомнительна, поскольку
сейчас там лишь очищена территория и привезена техника, а сами строительные
работы еще и не начинались.
Тем более, как говорит М.
Рымаренко, девелопмент суперрегионального ТРЦ - это длительный процесс, который
занимает не один год, и многие известные зарубежные проекты моллов
планировались и развивались годами. «Учитывая текущую экономическую ситуацию,
сейчас не самое лучшее время для начала строительства подобных проектов, но
такой формат имеет большой потенциал и будет реализован в Украине. Даже сейчас
такие проекты вызывают заинтересованность как со стороны потенциальных
арендаторов, так и инвесторов», - отмечает она.
С ней согласна гендиректор
Chapman Taylor Ukraine Ltd Ольга Сокол, которая считает, что такой формат
однозначно будет востребован и интересен как для девелопмента, так и для
потребителя в перспективе через 3-4 года. «Особенно с учетом постепенного
выхода экономики из кризиса, медленного, но ощутимого роста покупательной
способности и интереса к подобного рода комплексам, особенно
многофункциональным, включающим в себя большой развлекательный сектор», -
говорит она.
В целом согласен с ней директор
по маркетингу в Центральной и Восточной Европе и Индии Plaza Centers Эли Мазор.
В качестве успешного применения такого формата он приводит Китай и считает, что
если он прижился там, то может получить развитие и в Украине. Главное, по его
словам, найти инвесторов. При этом он добавляет, что важен не столько размер
ТЦ, сколько его правильная концепция, подбор операторов, расположение и
наполнение магазинов.
В то же время А. Струлев совсем
не уверен в том, что формат огромных моллов, который родился в США, приживется
в Украине. По его мнению, моллы, где площадь магазинов одной направленности
может составлять 10-20 тыс. кв. м, больше характерен для крупных и финансово
успешных стран, таких как Соединенные Штаты или Китай. Украина, хоть и является
быстро растущим и меняющимся рынком, до такого формата пока не доросла. Нашему
менталитету все-таки больше подходит европейская модель», - считает он. А под
ней он подразумевает более компактные объекты в виде привычных нам ТЦ и ТРЦ.
Но большинство экспертов рынка
считают, что шансы у шоппинг-моллов в Украине остаются. Главное, как
подчеркивает гендиректор Multi Development Ukraine Метью де Браун, подобрать
правильные локации, которые особенно важны для региональных ТРЦ, и обеспечить
хорошие подъездные пути и способы доставки посетителей на объект.
О. Сокол добавляет, что крупный
загородный ТЦ привлекателен тем, что может удовлетворить запросы и интересы
разных слоев населения, так как в нем могут быть представлены товары с большим
ценовым диапазоном, в соответствии с различной покупательной способностью
потребителя. Тем более, что обычно ТЦ такого масштаба предлагают более низкие
арендные ставки, а следовательно - более низкие цены на товары. «Такие ТЦ
подхватывают сегмент покупателей, которые живут в области или приезжают из
других городов региона. Они, как правило, включают в себя в себя крупные
магазины DIY с широким ассортиментом товара, что также актуально для жителей
региона», - подчеркивает она.
Еще одной важной составляющей
успеха загородных шоппинг-моллов эксперты называют их насыщенность
развлекательной инфраструктурой, желательно не только традиционными для города
кинотеатром и боулингом, но и, например, рыбалкой. Тем более, что рассчитывая
на такой проект, двелоперы обычно запасаются немалыми площадями, а расположение
комплекса в загородной зоне дает возможность учитывать ландшафтные особенности
участка и развить зону отдыха и развлечений в природной среде.
Наталья Тарасова, UGMK.INFO