В ближайший год сфера риелторских услуг может быть монополизирована. Именно
на это направлен новый законопроект, предложенный министерством к обсуждению.
По мнению экспертов, подобные сценарии уже были реализованы на рынках
аудиторских и оценочных услуг, пишут «Вечерние
Вести».
В Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) настаивают, что
одобрение законопроекта «Об особенностях осуществления риелторской
деятельности» позволит создать систему защиты потребителей услуг и обеспечить
высокий уровень профессионализма участников рынка.
«Для Украины очень актуально принятие профильного закона о риелторской
деятельности. Разработанный документ будет определять правовые, экономические и
организационные основы в этой сфере, подготовленные с учетом прогрессивной
международной практики», - утверждает директор департамента государственной
регуляторной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития Игорь
Шевердин.
Однако игроки рынка уверены: задача данного нововведения более
приземленная. «Всем работающим в недвижимости стоит готовиться к монополизации
сферы. Рынок аудита и ценных бумаг уже подмяли, оценщики в процессе, - еще за
неделю до вынесения законопроекта на обсуждение сообщала «ВВ» президент Лиги
экспертов Украины Светлана Бовсуновская, - тем более что риелторам будет очень
сложно защищаться. Если у нас есть хотя бы закон об оценочной деятельности, то
у них такого норматива нет. Закон о риелторской деятельности может быть принят
в одну ночь, а завтра начнут обучать и сертифицировать только «нужные»
компании, все остальные останутся за бортом».
Не опять, а снова
«Потуги урегулировать рынок риелторской деятельности предпринимаются
постоянно: это четвертая версия законопроекта, которая выносится на обсуждение
за последние полтора года. Впервые подобный норматив был подан летом 2011го по
инициативе депутата ВР Игоря Прасолова и при консультационном участии
общественной организации «Риелторская палата Украины». Однако тот документ не
выдерживал никакой критики: он был разработан непосредственно под эту
общественную организацию, которой отводилась роль регулятора рынка. Именно
поэтому игроки приложили максимум усилий для блокировки данного проекта», -
рассказывает «ВВ» президент Ассоциации специалистов недвижимости Украины (АСНУ)
Сергей Злыдень.
После этого Администрация президента дала поручение Кабмину создать
законопроект с учетом необходимых поправок. В итоге в феврале 2012 года было
созвано первое заседание рабочей группы, в которую входили профильные
министерства и комитеты, а также представители ВР и общественных организаций.
Однако в новой версии норматива риелторов не устроили два момента: ограничение
максимального тарифа комиссионных и страхование деятельности, т. е. сведение к
минимуму роли профессиональных организаций. Первое условие ограничивает ведение
предпринимательской деятельности как таковой, а второе может быть использовано
для монополизации сферы, так как предложить мелким игрокам рынка неподъемную
сумму страхового взноса будет несложно.
Эти же спорные моменты перешли и в теперешний вариант законопроекта. Кроме
того, добавился еще один - администрирование рынка со стороны государства. В
частности, вводится обязательная сертификация риелторов и внесение их в реестр.
Причем, скорее всего, эти функции будут закреплены за Минэкономики, учитывая,
что нынешним министром МЭРТ является не кто иной, как Игорь Прасолов.
Кто в выигрыше?
По мнению опрошенных экспертов, от принятия такого закона выиграть могут
только «семейные» риелторы. В то же время ни конечный потребитель, ни
государство изменений не заметят. Потребителя интересуют три вещи: качественное
обслуживание, стоимость услуг и гарантия безопасности сделки. Но даже с
принятием данного закона риелтор все равно не сможет проводить какие-либо
проверки. Чтобы это произошло, нужно вносить изменения в другие законы.
Ничего хорошего не сулит и ограничение комиссионных на уровне не более 3%
от суммы сделки. Ведь сегодня этот показатель плавает в пределах 2–2,5%. И если
сейчас у клиента есть возможность торговаться и находить риелтора «по карману»,
то после введения ограничения все будут работать именно за указанные 3%.
В то же время государство не получит никаких дополнительных поступлений в
бюджет. «Дело в том, что договоры на комиссию официально никто проводить не
будет. А значит, и не будет базы для налогообложения. В Украине уже давно
безуспешно пытаются контролировать рынок аренды квартир. Но пока что сборы
платят только те, кому это нравится, остальные 90% работают в тени», - поясняет
эксперт консалтинговой компании SV Development Сергей Костецкий.
Чтобы не допустить законодательных перекосов и возможной монополизации
сферы недвижимости, члены АСНУ готовят письмообращение к премьерминистру
Украины Николаю Азарову и главе Минэкономразвития. В частности, в нем будет
указано, что к разработке данной версии закона не привлекались общественные
организации и игроки рынка, а также то, что жесткое администрирование со
стороны государства идет вразрез как с европейским опытом, так и с официальным
курсом Украины на дерегуляцию экономики.
Татьяна Коломыченко, «Вечерние Вести»