Рекордно низкая заполняемость заставила владельцев киевских
гостиниц идти на компромиссы,
сообщает ИА
ЛIГАБiзнесIнформ. Отельеры пытаются приспособиться к
новым правилам игры и ради
этого готовы оптимизировать затраты, придумывать новые виды заработка и даже консолидироваться
с конкурентами. А некоторые просто отказываются от любых планов и сворачивают
бизнес.
Количество жильцов в столичных гостиницах начало сокращаться
со стартом Евромайдана. К концу первого квартала, по данным Colliers, столичные
гостиницы от трех звезд были заполнены всего на 20%. Это в 2,5 раза меньше, чем
в аналогичный период прошлого года. «У нас заполняемость снизилась почти вдвое
— так же, как и в других отелях столицы», — подтверждает генеральный менеджер
Fairmont Grand Hotel Kyiv Эрик Пере.
Заполняемость отелей, впрочем, падала и без Евромайдана. По
данным UTG, в 2007-2008 годах она составляла 65-70%, в 2009-2010 — 55-60%.
Потом была подготовка к Евро-2012 и открытие ряда новых гостиниц, оказавшихся
никому не нужными. Это уронило заполняемость еще сильнее — до 49,8% по итогам
2013 года, рассказывает Константин Олейник, старший аналитик департамента
стратегического консалтинга компании UTG.
При этом из-за роста конкуренции падают цены — фактическое
их падение, с учетом всех дисконтов и акций, только за прошлый год составило
18-20%, по данным UTG. «Снижение
цен, в свою очередь, не приведет ни к чему хорошему — в итоге никто не получит
дохода» — говорит Ирина Палева, руководитель службы по связям с общественностью
гостиничного оператора «Премьер Интернешнл» (18 отелей в столице и регионах).
Сперва отели попытались увеличить прибыли за счет
привлечения большего количества корпоративных клиентов и сдачи в аренду
публичных зон под мероприятия. Получилось не у всех. В Fairmont Grand Hotel Kyiv
рассказывают, что расширили предложение и стали продавать пресс-залы и другие
публичные зоны отеля куда чаще. «Наступает период свадебных торжеств — такими
событиями наш отель славился всегда, надеемся и на этот сезон тоже», — поясняет
Пере. Хуже ситуация с деловыми мероприятиями, такими как конференции и форумы —
представитель одного из отелей рассказал, что их количество сильно упало.
Впрочем, по убеждению самих отельеров, одних мероприятий
оказалось мало. Так или иначе, придется либо оптимизироваться, либо уходить с
рынка. «Главная статья здесь — фонд заработной платы, которую можно
регулировать путем сокращения рабочих часов или совмещения работы смежных
служб, можно пересмотреть часы работы заведения, перейти на частичный
outsourcing персонала» — говорит Ирина Палева. «Мы пересмотрели операционную
структуру отеля, некоторых сотрудников перевели на время в другие страны по
сети оператора», — рассказывает Пере.
Под сокращение, скорее всего, подпадут и импортные расходные
материалы — отели планируют переходить на продукцию украинского производителя. «Это
позволит не зависеть от колебаний курса валют», — поясняет Палева.
У клиентов гостиниц денег тоже в основном не прибавилось,
поэтому даже дорогие отели готовы пересматривать тарифы — но не просто удешевлять,
а урезать часть услуг. «Стоит разделить так называемые «пакетные» цены — например,
предлагать тариф без завтрака или других дополнительных услуг», — говорит
Палева.
Последней отчаянной мерой стало объединение усилий. Несколько недель назад отели создали свой антикризисный
комитет и начали генерировать идеи, из которых несколько уже внедрили. К
примеру, люксовые отели Львова, Киева, Полтавы и Харькова на майских праздниках организовали акцию «Єдина
країна — єдина ціна». Отели также начали использовать туристический бренд
Украины для продвижения собственных продуктов, в ряде гостиниц Киева стартовала
акция «Выходные за полцены».
На этот год запланировано открытие еще нескольких больших и
дорогих гостиниц, но вряд ли они откроются вовремя, считает Олейник. «Скорее
всего, сроки открытия снова перенесут»,- отмечает он. В 2014 году должны
открыться, в частности, Renaissance Kyiv, Park Inn by Radisson Troyitska и
Sofitel.
Лола Ташматова, ИА ЛIГАБiзнесIнформ