Вместо БТИ с этого
года в Украине заработали центры регистрации. Власти обещали, что таким образом
покончат со взятками при оформлении права собственности на недвижимость.
Однако, как выяснили «Вести», нововведение не упростило процедуру
оформления документов, а скорее - наоборот. В центрах регистрации столицы
собираются огромные очереди. А киевляне не могут оформить свою недвижимость по
нескольку месяцев - их постоянно отфутболивают, требуя какие-то недостающие
документы. В результате у входа в центр появились посредники, которые готовы за
$1 тыс. решить все проблемы.
ОЧЕРЕДИ И ПОБОРЫ
При входе в центр
регистрации на Воздухофлотском, 76-Г, посетителей встречают пожилая женщина и
мужчина. «Поможем все оформить быстро и без проблем», - суют они в руки свои
визитки, листовки и календарики. «А там что, не быстро?» «Попробуйте -
узнаете!» - напутствуют меня. В 9:30 утра в центре не протолкнуться. Посетители
с надеждой поглядывают на электронное табло, где высвечивается номер следующего
в очереди. «По закону, все должны оформить за две недели. А я уже полгода сюда
хожу как на работу. То одной справки не хватает, то другой, а сразу сказать,
чего не хватает, не могут или не хотят», - возмущается посетительница. «А я в
прошлый раз гараж оформлял, тоже столько мороки было. Попросил
девушку-регистратора выйти. Сунул ей незаметно в руку 50 гривен, и она все
быстренько оформила. Ни разу не гоняли. Получается, что заплатил 240 гривен
официально и еще чуть-чуть сверху, но без нервотрепки», - делится опытом сосед
по очереди.
В это время в дверях
появляется девушка-регистратор. «Вам нужно еще принести справочку от
председателя кооператива в свободной форме, что вам присвоен адрес. И тогда
опять к нам. Но это уже все», - обращается она к одной из посетительниц. «Но я
же с 15 июня сюда хожу, сколько же можно! Неужели вы не могли сказать мне об
этом раньше?» - чуть не плачет пожилая женщина. «Только эту справочку, и все», -
заверяет регистратор и исчезает.
Даже депутат
Киеврады Семен Борисенко на последней сессии возмущался: «Я три месяца оформляю
землю под свою недвижимость и не могу оформить! Мне нужно справку переоформить,
чтобы платить не 1,5% налога, а 3%. И мне ее не дают. Я уже в Киевзем
обратился, чтобы посмотрели, правильно ли я документы оформил, - говорят все
верно. Подаю документы, через месяц снова отрицательный ответ дали. Знайте, я
денег никому не понесу! Когда наведут порядок?»
УСКОРИМ С ГАРАНТИЕЙ
Специалист
Ассоциации БТИ Дмитрий Павленко поясняет, в чем причина. «В законе забыли четко
прописать, что регистратор обязан подробно объяснить вам причины отказа. Получается,
что вы сдаете документы, они у вас молча принимают, а через положенное время
дают отказ - мол, не хватает такой-то справки или такой-то цифры. Вы снова все
собираете, приносите им, а через некоторое время вам снова отказывают - снова
чего-то не хватает. И человек не выдерживает, обращается к посредникам, которые
обещают за короткие сроки решить его проблемы».
Мы позвонили по
номеру, указанному в рекламе, которую нам вручили возле входа в центр.
Рассказываем историю, услышанную в очереди, - мол, нужно оформить квартиру, а
регистратор четыре месяца посылает все за новыми справками. «Через нас ускорить
можно. Если мы будем только подавать ваши документы, то это будет стоить 800
гривен. Это чтобы вам в очередях не стоять. И положительный результат не гарантируем.
А если вы хотите позитивный результат, то это будет стоить тысячу долларов. Все
сделаем за 14 рабочих дней, - говорит посредник. - Не сомневайтесь: причины для
отказа будут находить постоянно».
БОРЮТСЯ
По словам начальника
главка юстиции в Киеве Сергея Цемерги, ведомство постоянно борется с очередями
в центре. «Для этого мы внедрили электронную очередь. Увеличили штат с 73
сотрудников до 128. Также в центрах установлены вебкамеры, по которым можно
посмотреть, сколько человек в коридоре».
В ближайшее время мы
создадим отдел внутреннего контроля, который будет бороться с коррупцией и
рассматривать жалобы.
По словам начальника
главка юстиции в Киеве Сергея Цемерги, ведомство постоянно борется с очередями
в центре. «Для этого мы внедрили электронную очередь. Увеличили штат с 73
сотрудников до 128. Также в центрах установлены вебкамеры, по которым можно
посмотреть, сколько человек в коридоре». Что касается постоянных отказов под
предлогом недостатка справок, Цемерга говорит: «В центрах есть информационные
стенды с образцами документов, также работают специальные консультанты. В
ближайшее время мы создадим отдел внутреннего контроля, который будет бороться
с коррупцией и рассматривать жалобы», - пообещал Цемерга.
У БТИ ЗА 150
ДОЛЛАРОВ ПОМОЖЕТ ПАРКОВЩИК
Мы побывали и в БТИ.
Контора уже не так значительна (занимаются теперь только инвентаризацией), но
решалы тут есть. Как ускорить оформление знает продавец кофе на колесах - он
тут же привел парковщика. «Хотите за день, обойдется в сто. И не гривен. За два
часа - сто пятьдесят. Заносите документы в 42-й кабинет, выносите мне
квитанцию. Я заношу ее начальнику, он ставит подпись. Завтра приезжаете за
документами», - рассказывает парковщик. В БТИ о посредниках не знают.
Богдана Евсеева, "Вести"