Ритейлеры и девелоперы не впервые претерпевают экономический
спад. Мировой экономический кризис 2008 года заставил многих пересматривать
стратегию своего дальнейшего развития. Для некоторых операторов даже встал
вопрос их дальнейшего существования,
пишет forbes.ua.
В 2008-м, когда глобальный финансовый кризис бушевал в
Украине, французской группе «Ашан» одной из немногих удалось открыть свой второй
гипермаркет.
После кризиса, примерно с 2010 года, мы наблюдали рост
розницы. Так, по данным Госстата, темпы роста розничного товарооборота в 2013-м
увеличились в сопоставимых ценах на 9,5% по сравнению с 2012 годом. При этом
розничный товарооборот в 2012 году по сравнению с 2011-м вырос на 15%.
С середины 2013 года наметилась тенденция постепенного
замедления темпов роста, а после известных политических событий в стране это
замедление ускорилось. И в течение этого года активность будет оставаться на
критически низком уровне.
А пока эксперты не решаются спрогнозировать тенденции
дальнейшего развития, ритейлеры и девелоперы должны задать себе вопрос: что
изменилось для всех нас? И быть готовыми работать в совершенно новых экономических
условиях.
Ритейл – это зеркало общества, и если перестраивается
общество, то должны меняться и условия игры. Нынешний кризис и падение
покупательной способности – это время для налаживания коммуникации ритейлера
(бренда) со своим конечным потребителем. Ритейлер должен знать, что происходит
в умах покупателей и в обществе в целом.
Рынок будет перестраиваться в пользу сильных
квалифицированных игроков с лояльной политикой по отношению к клиенту, и только
успешные бренды с правильным позиционированием будут востребованы на рынке. Главное
– это индивидуальный подход к клиенту (One to one customer contact).
На личном опыте можно посоветовать несколько шагов для
укрепления позиций на рынке
1. Взаимодействие с арендаторами по созданию и размещению
новых концептов, наиболее актуальных для потребителей сегодня.
Зачастую взаимодействие с партнером в одном проекте приводит
к сетевому развитию. Так мы работаем с сетью магазинов нижнего белья «Білизна. Street». В нашем киевском
проекте «Білизна. Street»
открыла свой первый магазин совершенно нового формата, подобный модным
мультибрендовым магазинам белья в Европе, в которых представлены коллекции
прошлых сезонов. В концепт были заложены основные принципы группы «Ашан» по
доступному ценообразованию, активным дисконтным программам. В результате
торговые марки из Европы сегодня стали намного ближе к украинскому потребителю.
Сейчас в сети насчитывается 25 магазинов, которые представлены в бутиковых
галереях «Ашан» и флагманских ТРЦ.
Еще один недавний пример – это магазин обуви и аксессуаров
украинского производства «Дискони». Совместная работа по адаптации проекта к
нашему потребителю помогла партнеру сделать успешный бизнес, сейчас магазин
готов к совместному сетевому развитию во всех наших проектах.
2. Оптимизация занимаемой арендной площади с целью получения
эффективного бизнеса для партнера-арендатора.
Мы находимся в постоянной коммуникации, учитываем пожелания
партнеров и потребителей. К нам постоянно поступает информация от потребителей
о том, что они хотят видеть в наших галереях определенные товары или услуги. В
случае если вакантных площадей уже нет, мы ищем компромисс, чтобы оставить
действующих арендаторов и разместить новых. Такая практика у нас была со входом
магазина «Л’Этуаль» в один из наших проектов. В итоге мы получили парфюмерный
якорь, востребованный нашими потребителями, и сохранили действующие магазины
партнеров в формате сокращенных и рентабельных концептов.
3. Активное взаимодействие с арендаторами по программам
лояльности для потребителей.
Отдел маркетинга совместно с партнером разрабатывают акции.
Мы оказываем информационную поддержку – размещаем наружную рекламу и рекламу в
социальных сетях. Таким образом, мы уже много лет поддерживаем и обучаем
ведению бизнеса наших партнеров-арендаторов.
Илья Сажин, forbes.ua