Что
важнее: крыша над головой или чувство сытости? И то и другое важно, так уж
человек природой создан. Значит, он должен строить и жилье, и базары с
магазинами. Во времена, когда в нашей стране все планировалось, как-то больше
нажимали на жилье, существует даже рекорд по введению в эксплуатацию жилищного
фонда: 11,5 миллиона квадратных метров. Все помнят, что тогда, если при
проектировании городского микрорайона архитектором не предусматривался
какой-нибудь универсам, или продмаг, проект отклонялся, или уточнялся «в
пользу» торговой точки. Сегодня жилья строится из года в год все меньше, но это
вопрос для отдельного обсуждения, а вот магазины…
Не
так давно в стране развернулось бурное строительство торговых объектов. Строились
супермаркеты, торговые центры, уж помолчим о пресловутых МАФах (малых
архитектурных формах), оккупировавших наши города, городишки и села. Страна,
потеряв в качестве производственных мощностей конвейеры, цеха и шахты,
принялась осваивать новые способы зарабатывать себе на пропитание: строить
опять-таки «производственные мощности» в виде торговых площадей. Чем дальше,
кстати, тем они краше выглядят. И чем дальше, тем больше их строится. И они уже
не занимают бывшие цеха бывших заводов и фабрик (пример – «Дарынок» в Киеве,
занявший цеха бывшего ДШК), нет, они строятся по отдельным, специальным, порой
– просто роскошным авторским архитектурным проектам (приезжайте в Сумы, увидите
здание нового ТРЦ «Фестиваль» в центре города).
Жилья,
однако, строится все меньше. В прошлом году в том числе. И не надо верить в
обнародованные Госкомстатом 10,5 миллиона «квадратов» жилья за 2010 год. Это,
мягко говоря, неправда, хотя бы потому, что сюда включили все жилые объекты,
построенные гражданами самостоятельно, а затем, с помощью специального закона
добавленные в «общую отчетность». А вот торговые площади…
По
данным проектно-информационной системы BAU-data, с помощью которой
осуществляется мониторинг строительного рынка страны, в 2010 году в Украине
строилось и планировалось 2426 объекта, относящихся к сегменту «жилищное
строительство». За этот же период в сегменте «Торгово-развлекательные объекты»
зафиксировано 3002 объекта. В начавшемся году, кстати, соотношение не
изменилось. В январе таких объектов было зафиксировано 261, что, конечно,
меньше, чем в среднем за месяц прошлого года, но все-таки больше, чем в летние
месяцы того же прошлого года.
А
вот про жилье даже говорить стыдно. Мягко говоря, жилстрой в январе просто
засиделся на старте. Ведь за этот месяц, по данным все той же
проектно-информационной системы BAU-data, во всей стране, как сообщал «Багнет»,
строилось и было начато строительство только 255 жилищных объектов...
Так
что же происходит со строительством торговых центров и магазинов? Зачем их
столько? А вот зачем.
Согласно
данным компании «Colliers International Украина», общая площадь торговых и
торгово-развлекательных центров в Киеве, к примеру, составляет около 500
тыс.кв.м, т.е. в среднем 125 квадратных метров на 1000 человек. Но если учесть,
что численность населения в Киеве уже давно достигла 4 миллионов человек, что
вдвое больше официальных данных, то и показатель обеспеченности торговыми
площадями вдвое больше вышеприведенного. Но даже если так подсчитывать, все
равно это немного по сравнению с мировыми показателями. В Варшаве, к примеру,
площадь торговых и торгово-развлекательных центров составляет 740 тыс.кв.м, в
Праге – 650, а в Москве – 603 тыс.кв.м. Для пущей убедительности: в Одессе
площадь торговых центров – 230 тыс.кв.м, во Львове – 104, в Николаеве – 100, в
Запорожье – 70 тысяч метров. Так что застройщикам, генподрядчикам, ждущим
заказов, есть смысл пока подержаться на украинском рынке, поскольку работы
здесь – непочатый край.
И
все-таки: почему именно торговые центры с таким постоянным упорством возводятся
в стране? Почему не сборочные цеха какого-нибудь «Панасоника» или «Тойоты»?
Ответов на этот простой вопрос можно найти много, но главный из них –
коммерческая выгода. Плюс быстрая переориентация страны из индустриальной в
аграрно-торгово-транзитную. Коммерческая выгода для застройщиков заключается в
быстрой окупаемости строительных затрат, а для управляющей компании –
стабильная доходность объекта. Потому что ни войны, ни революции, ни реформы не
могут победить чувство голода. А утолить его можно, конечно, и с помощью
«ящичных» торговых технологий, как это происходило в начале 90-х годов по всем
странам, но все-таки лучше всего – через магазин, торговый центр. Удобнее.
Гигиеничнее. В мировой практике давно существует градация торговых объектов, где
все форматы соответствуют определенным критериям, и одним из них является зона
влияния торгового центра: микрорайонные, районные, окружные, региональные. Есть
даже суперрегиональные, но не о них разговор. А о том, что сегодня оригинальный
проект торгово-развлекательного центра может стать настоящим украшением,
«визитной карточкой» как городского района, так и небольшого поселка. И может
стать как раз тем, что когда-то называлось «культурным центром» населенного
пункта или городского района.
Кстати,
в Украине в тех регионах, где мало строится жилья, мало строится всего. И
торгово-развлекательных центров тоже.
Ольга
Коваленко, «Багнет»