Какие из них
заработали больше всего в прошлом году, а также наиболее примечательные
изменения в этом списке опубликовал forbes.ua.
Прошлый год десять
крупнейших продуктовых ритейлеров страны закончили с суммарной выручкой свыше
80 млрд. гривен. Это на 22% больше, чем в 2011-м. Лидер с показателем 21,9 млрд.
гривен – Fozzy Group Владимира Костельмана , Олега Сотникова и Романа Чигиря .
В борьбе двух
гигантов – Fozzy и «АТБ-маркет» Геннадия
Буткевича, Евгения Ермакова и Виктора Карачуна – лидерство сохраняет первый, и
это несмотря на то, что сеть АТБ в
прошлом году открыла 156 магазинов, а ее главный конкурент – 45. Площадь новых
торговых точек сетей сопоставима: 64 000 кв. м и 65 000. Прошлым летом в интервью
Forbes председатель
совета директоров АТБ Борис Марков заявлял о планах увеличить в 2012-м выручку
до 28 млрд. гривен и обогнать Fozzy.
Первая тройка сетей
по сравнению с прошлым годом осталась неизменной: на третьем месте с
минимальным приростом выручки – «Metro Cash & Carry Украина», которая недавно сменила
руководителя .
Наиболее
примечательное изменение в нижней части списка – попадание в десятку крупнейших
FMCG-ритейлеров Украины
по величине оборота днепропетровской сети – Varus (ООО «Омега») Руслана Шостака и Валерия
Киптыка . Именно она среди всех участников списка показала самый большой
прирост продаж – 60%. Компания открыла 14 новых магазинов и вдвое увеличила
торговую площадь – до 41
000 кв. м. В 2013 году, по словам генерального директора
Varus Геерта Яна тен
Хоонте, ритейлер планирует расширить торговые площади на 25 000 кв. м, а
товарооборот – более чем вдвое (до 4,9 млрд. гривен).
43,5 млрд. гривен
достигла суммарная выручка двух сетей-лидеров – Fozzy Group и «АТБ-маркет» – в 2012 году. Это больше
половины выручки всех десяти крупнейших ритейлеров.
О том, что обгонять
конкурентов по доходам можно не только за счет увеличения сети, свидетельствует
также опыт Auchan – ритейлер в
прошлом году потеснил с пятой позиции многоформатный холдинг «Ритейл Групп»
Романа Лунина . Причина – оптимизация действующих магазинов. «Auchan вообще оказался парадоксально эффективным, –
констатирует директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля. – В 2012 году не появилось ни
одного нового магазина, а по рейтингу компания продолжает продвигаться все
выше».
Чего следует ждать в
2013-м? Скорее всего, лидеры уйдут в еще больший отрыв, прогнозирует Гугля.
«Борьба за первое место продолжится, и отрыв первых двух игроков Fozzy Group и «АТБ-маркет» может еще больше
увеличиться», – предполагает он.
Нина Мищенко, forbes.ua