Строительная отрасль в этом году очень сильно "просела".
Люди, которые стоят "у руля" страны, должны либо сказать откровенно,
что денег застройщикам в ближайшие пять лет не дадут, либо как-то повлиять на
Нацбанк. А чиновников нужно отправить инспектировать недострои.
Об этом в интервью журналисту ЛІГАБізнесІнформ заявил заместитель главы комитета ВР по вопросам
строительства, региональной политики и жилищно-коммунального хозяйства,
заместитель главы Украинской строительной ассоциации (УБА) Игорь Лысов.
- Игорь Владимирович, что реально делается для того, что вывести отрасль из
кризиса?
- Сегодня, к сожалению, многие законы из тех, которые мы
приняли в сфере строительства, не работают. Для того, чтобы облегчить жизнь
застройщикам и как-то наладить ситуацию в строительной отрасли, мы идем тремя
путями. Во-первых, пытаемся усовершенствовать те законодательные нормы, которые
уже приняты и действуют. Во-вторых, упростить согласование строительных
процедур, сократить сроки строительства и процедуру сдачи объекта в
эксплуатацию, но чтобы при этом не пострадало качество работ. И в-третьих -
ускорить создание планов развития территорий.
Поэтому речь идет о кардинальном реформировании
разрешительной системы, направленной на существенное сокращение сроков и
упрощение процедур, которые необходимо пройти инвестору в процессе
проектирования, строительства и ввода недвижимости в эксплуатацию. Посмотрите,
что происходит: более 320 строительных проектов находятся на рассмотрении
больше года. Это те проекты, под которые выделены участки, но не дано
разрешение на строительство.
- Снизятся ли цены на жилье в результате этих нововведений?
- Для того, чтобы снизились цены на жилье, мы это все и
разрабатываем. Кроме того, сейчас разрабатывается программа доступного жилья,
для строительства которого будут применены самые высокие технологии и дома
будут экономичны по стоимости. Затраты заказчика на строительство таких домов
будут сокращены на 30-40% . Дома будут не выше 9 этажей. Проведение тепло- и
водоснабжение на территорию и в объекты будет проводиться непосредственно
"Киевгорводоканалом", "Киевэнерго" и т.д.
Объекты соцкультбыта (детские сады, поликлиники, дороги и
т.д., - Ред.) должны строиться за
счет местных бюджетов, а не за счет строительных организаций. Таким образом,
для людей, которые стоят на квартирном учете, цены будут без нагрузок в виде
расходов на инженерные сети и объекты соцкультбыта. Заниматься этим всем будут
руководители районных и областных центров.
- Когда люди смогут реально получить жилье, о котором Вы говорите?
- Нормативный срок строительства объектов, о которых идет
речь, составляет от 9 до 12 месяцев. Единственным инвестором выступают сами
люди. На сегодняшний день каждый руководитель на местах должен выяснить, что и
сколько нужно построить у него в районе или области, утвердить проектные
решения и обеспечить правильный финансовый подход: или найти средства в местном
или государственном бюджете, или же обратиться в Национальный банк и взять
краткосрочные кредиты на строительство объекта.
- Вы лично как считаете? Сколько для этого нужно времени?
- Разработанная нами программа рассчитана на 7 лет. За
этот срок мы должны освоить порядка 260 млрд.грн. Это деньги возвратные. И мы
построим 50 млн. кв. м жилья. Этим практически полностью будет снята вся
социальная острота проблемы.
- Вы затронули тему ипотеки. Игорь Владимирович, почему, по Вашему мнению,
у нас до сих пор нет нормального ипотечного кредитования застройщиков?
- У нас не работает Закон N800. Люди, которые находятся у
руля, должны понимать, что от них ждут какого-то решения. Они должны либо
сказать откровенно, что денег застройщикам в ближайшие 5 лет не дадут. И тогда
мы начнем думать, как выкручиваться. Либо как-то повлиять на правление
Нацбанка. Ведь у коммерческих банков куча денег, но они не могут их выдать
из-за ограничений Нацбанка. А Владимир Семенович (глава НБУ Владимир Стельмах,
- Ред.) на каждом совещании говорит о
том, что на строительство денег не даст, а лучше даст аграриям.
Я считаю, что по тем процентам, которые есть, и на тех
жестких условиях, на которых ее выдают гражданам, ипотека не пойдет. Ставка 16%
годовых - это слишком много. И это я вам говорю из опыта строителя.
Государство должно обеспечить такие условия, чтобы в
стране работал лозунг: "Работающий человек не может быть бедным". А у
людей сейчас едва хватает средств, чтобы прокормиться. Я думаю, 90% людей в
стране живет именно так. Они не думают ни про ипотеку, ни по недвижимость.
Я делал запрос о том, почему не работает Закон N800 еще
Президенту Ющенко. Он меня направил к Тимошенко, а Юлия Владимировна сказала,
что она делает все, что может, но Нацбанк ее не слушается. Теперь спрашиваем то
же самое у Азарова.
- Так что же нужно сделать, чтобы ипотека у нас все-таки была и была
доступной?
- Мое личное мнение: я бы поменял руководство
Национального банка. Потому что оно совершенно не двигается. Ведь деньги в
строительство не идут, а те, что дает государство - используются неэффективно.
Посмотрите, что получается: Фонд молодежного строительства получает деньги, но
вместо того, чтобы тратить их на развитие инженерных сетей, он их дает напрямую
людям.
Деньги, которые дает государство, должны идти на снижение
стоимости земли и коммуникаций, а не конкретным людям. Потому что этих денег
хватит либо на 100 конкретных человек, либо – на удешевление тысячи квартир.
- Игорь Владимирович, но Вы же понимаете, что даже то жилье, которое
называют "доступным", для большинства украинцев получить попросту
нереально?
- Я уже не раз об этом говорил. Но вот хочу обратить ваше
внимание хотя бы на такой факт. Застройщики отдают городу начисления на
развитие инфраструктуры, и эти начисления входят в стоимость квадратного метра.
Инвесторы, покупающие квартиру в новом доме, сразу платят за детские садики,
поликлиники и дороги возле дома. Но город их не строит. Почему с этой проблемой
идут к застройщику, а не к городским властям, ведь именно они за это отвечают?
Деньги приходят в бюджет города, но никто не спрашивает, почему не строят
детские сады и парки. Городу не выгодно строить детские сады и площадки - на них
не заработаешь.
И еще скажу. Я на собственном примере решил показать, как
можно строить доступное жилье. Вот подписали Закон "О внесении изменения в
статью 4 Закона Украины "Об использовании земель обороны"
(относительно строительства жилья для военнослужащих и членов их семей)".
Суть его в том, что земли обороны могут использоваться для строительства
объектов социально-культурного назначения, жилья для военнослужащих, а также
для строительства социального и доступного жилья. На сегодняшний день у меня есть
проект построить 400 тыс. кв. м по продажной цене около 6,5 тыс.грн. за кв.м.
Дома будут 9-10 этажей. Я хочу провести такой эксперимент и показать результат
уже к концу 2011 года.
- А какова на сегодняшний день ситуация с недостроями?
- По моей инициативе создана рабочая группа Кабмина. Но
лично я бы исследовал каждый объект индивидуально. Вот я бы программу
"Доступное жилье" отправил на эти (недостроенные, - Ред.) объекты. Потому что раз инвестор
пошел и вложил деньги, а застройщик не может достроить дом, то государство
может забрать объект себе и достроить за средства программы "Доступное
жилье" и раздать эти квартиры по программе 30 на 70 (программа для стоящих
на квартирном учете, при которой 30% стоимости нового жилья оплачивает будущий собственник,
а оставшуюся часть - государство, - Ред.).
- Но для этого нужно как минимум проинспектировать каждый объект...
- У нас что, чиновников мало? В стране 6 тысяч
недостроев. Кроме того, я не давал бы денег заказчику, а дал бы деньги и
нормативные сроки исполнительной местной власти. Но заметьте: если бы не был
принят Закон N800, и не было бы отсрочки по выплатам, а у людей были бы права
потребовать деньги назад, то у нас бы уже было очень много "элитацентров".
В нормально работающей схеме не нужны ни лишние посредники,
ни какие либо другие "надстройки". Существует три звена цепочки:
банк, застройщик и покупатель – все. Банк будет контролировать целевое
использование средств застройщиком, а застройщик, если его квартиры не будут
продаваться, будет снижать цены, чтобы вернуть кредит.
Регулировка цен - это исключительно прерогатива рынка. А
ставить какую-то среднюю стоимость, пытаться влезть в рынок, это… Именно
поэтому и возникли у нас лишние структуры, комитеты.
- Объемы строительства в этом году будут ниже или все же на уровне
прошлого, кризисного года?
- Я уверен, что будут намного ниже 2008 года. Им неоткуда
взяться. Доверие инвесторов не появилось, покупательская способность – тоже.
Как бы себя чиновники не били в грудь, я считаю, что строительную отрасль сильно
подкосили. Строительство – длительный и капиталоемкий процесс. В кризис не
начинались новые стройки. Да и сейчас доверие инвесторов еще не появилось,
покупательская способность – тоже.
- Насколько упали объемы?
- Ну, если будут узаконивать самострои, то частное
строительство немного подтянет показатели Госкомстата. Но и узаконить
(самовольно возведенное жилье, - Ред.)
сейчас очень тяжело.
- Ваша компания ("Лико-Холдинг") попала в перечень компаний,
которые смогут получить льготное кредитование на достройку жилых объектов. Вы
можете это прокомментировать?
- Я читал эту информацию. Но должен вам сказать, что
никаких кредитов мы не получим. Банки требуют очень четкие и большие залоги, у
нас на такие суммы залогов нет. Понимаете, нужно открыть кредитную линию на 100
или 200 млн. грн, а под эту сумму мы дать залога не можем. Поэтому то, что
компания попала в этот перечень, спасибо, но недострои мы завершаем сами. У нас
и военные, и Фонд молодежного строительства – все покупают квартиры, и проблем
со сбытом нет.
- Как сейчас обстоят дела в компании?
- Во время кризиса у нас немного упали темпы
строительства. Но сейчас заложены 4 новых дома. В разработке находятся 7
площадок. В этом году планируем сдать 75 тыс. кв.м. (в прошлом было 36 тыс.
кв.м.), а в следующем – 120 кв.м.
Яна Довгань, ИА
ЛIГАБiзнесIнформ