Пытаясь сэкономить на аренде офисов, киевские компании
перебираются в «свободные пространства» с оборудованными рабочими зонами
(помещения можно снимать посуточно). Их операторы рассказали «Вестям»
об увеличении заполняемости таких зон на 20-35% за последние четыре месяца.
Мест хватает не всем.
Переходят на пуфики в
кафе
Отдельные специалисты и целые сработанные команды начали
покидать офисы еще прошлой осенью, они перебирались работать в кафе. Такой
формат называли «коворкинг»: люди используют общее пространство для своей
деятельности, не будучи при этом связаны между собой.
В последние же месяцы это явление становится все более
массовым, особенно в Киеве. «С марта число клиентов — бизнес-команд и отдельных
фрилансеров у нас выросло на 20%», — сообщил менеджер свободного пространства
«Коворкинг» в «Часописе». Заметный приток посетителей отмечают в заведении
Freud House: число клиентов увеличилось на 35% по сравнению с весной 2013 г.
В «Циферблате» также отмечают существенный рост
посещаемости. «Часто бывает, что просто нет свободных мест – приходится отказывать
клиентам, хотя общий зал рассчитан на 80 рабочих мест, — говорит менеджер
сегмента «Коворкинг» Ирина. — Несколько отдельных кабинетов вообще закреплены
за постоянными командами».
В основном в зонах «коворкинга» работают специалисты сферы
IT: программисты, дизайнеры, сео-оптимизаторы, а также маркетологи, говорят в
«Циферблате». Но с обострением кризиса работать вне офиса приходится разным
специалистам. «Например, у нас арендовал место оператор call-центра», —
рассказывают во Freud House.
Почасовая оплата
выгоднее
Рост интереса к коворкингу объясняется главным образом двумя
причинами: увеличением числа «свободных рук» и подорожавшей арендой офисов. В
частности, число фрилансеров с начала года увеличилось из-за массовых
сокращений на предприятиях и дефицита рабочих мест. Уволенные специалисты
нередко кооперируются и создают новые команды. «Они не знают, насколько долго
смогут продержаться на плаву, поэтому не видят смысла снимать отдельный офис»,
— объяснила «Вестям» Ирина, помощник свободного пространства «Циферблат».
Удорожание же аренды офисов чаще всего происходит из-за
того, что арендные ставки привязаны к доллару, курс которого с прошлого года
вырос вполовину. Команды отказываются от постоянного помещения, чтобы
сэкономить. Но таким группам необходимо оборудованное пространство с
комфортными рабочими местами, мебелью, интернетом, секретарем. «У нас две такие
команды появились весной, работают на постоянной основе. Съехали из офисов
из-за дорогой аренды», — сказал нам Иван, хозяин дома Freud House.
В «Циферблате» на сегодня работают две постоянные команды:
первая состоит из двух человек, а вторая уже «выросла» с трех до семи членов
коллектива. Пользуясь растущей популярностью работы в «свободных
пространствах», отдельные посетители пытаются строить на них бизнес. «Мне
поступали бизнес-предложения о создании каких-то совместных проектов на базе
коворкинг-пространства. Например, связанные с едой — продажей бургеров, сосисок
посетителям», — поделился с «Вестями» директор свободного пространства Pause Кирилл.
Шуметь запрещается
Цены на аренду места в коворкинговом пространстве также не
стоят на месте. «С мая мы подняли расценки примерно на 10%: если раньше день
аренды стоил 80 грн, то теперь – 88 грн», — сообщили во Freud House.
При этом не все кафе пускают шумных клиентов. «У нас есть
определенные негласные правила. Люди должны не мешать окружающим: не шуметь,
громко не разговаривать, не смеяться, не общаться часто по телефону, не
отвлекать соседей», — говорят в одном из свободных пространств. Тем, кто не
соблюдает правила, просто отказывают в следующем посещении под вежливым
предлогом — для них не находится места.
Офисная миграция
В то же время те, кто по-прежнему отдает предпочтение работе
в офисе, ищут как можно более дешевые помещения. По словам риэлторов,
происходит постоянная миграция арендаторов офисов по районам городов и внутри
самих бизнес-центров. Центральные районы меняют на спальные, что экономит
20-25% средств, а в зданиях выбирают наименее престижные этажи. Офисы
переезжают с первого на третий-четвертый – это удешевляет аренду на 10-15%.
Светлана Стрельцова, «Вести»