В последние месяцы
«коммуналкой» украинские власти занялись вплотную – в основном в виде кадровых
изменений и громких заявлений. Правда, было принято несколько соответствующих
нормативно-правовых документов, а вскоре правительство обещает принять
Национальную стратегию теплообеспечения населенных пунктов Украины до 2030 г.
Ведь до сих пор отсутствие государственного регулирования оставалось одной из
главных ее проблем наравне с отсутствием финансирования.
Планов громадье
О Национальной стратегии
теплообеспечения в Украине начали говорить еще в 2008 г. Рабочая группа,
созданная постановлением Кабмина для ее разработки, провела исследования и
весной 2009 г. предложила концепцию Национальной стратегии теплообеспечения.
Вскоре ее передали в МинЖКХ для доработки. Около двух лет о концепции не было
никаких публичных упоминаний, а уже после кадровых перестановок в МинЖКХ, в
августе 2011 г. на сайте Министерства появился проект правительственного
распоряжения «Об одобрении Концепции Национальной стратегии теплоснабжения
населенных пунктов Украины до 2030 г».
Кроме того, в 2009 г. были
утверждены «Порядок разработки региональных программ модернизации систем теплоснабжения»
и «Государственная целевая экономическая программа модернизации коммунальной
теплоэнергетики на 2010-2014 гг». Институт технической теплофизики НАНУ
разработал методологические основы разработки региональных программ
модернизации коммунальной теплоэнергетики и пособие по ее модернизации.
В ноябре 2011 г. были внесены
изменения в закон «О жилищно-коммунальных услугах», благодаря чему отныне
коммунальщики могут закладывать в тариф средства на модернизацию что, по идее,
должно улучшить инвестиционную привлекательность ЖКХ и сократить себестоимость
услуг. Но нынешнее состояние ЖКХ таково, что модернизация потребует очень
больших инвестиций и, соответственно, значительного повышения тарифов в
обозримой перспективе. Говорить же о сокращении себестоимости услуг раньше, чем
окупятся вложения в модернизацию, не стоит.
Кроме того, наибольший эффект
даст не модернизация предприятий теплоэнергетики (т. е. тепловых сетей, ТЭЦ и
пр.), а термомодернизация зданий. По инициативе МинрегионстройЖКХ был принят законопроект
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно
объединений совладельцев многоквартирного дома». Профильный министр Анатолий
Близнюк заявил о намерении создать для ОСМД механизм доступных кредитов для
финансирования капитальных ремонтов и мероприятий по энергоэффективности
зданий. Но пока это – тоже только планы, законодательной поддержки утепления
жилья в Украине пока нет. Хотя Институт газа НАНУ пару лет назад разработал
несколько вариантов закона о термомодернизации зданий, он так и не был принят.
Заграница нам поможет?
Но кроме отсутствия стратегии
модернизации ЖКХ, для этих целей традиционно не хватает средств. Частично
решают проблему иностранные и международные институции, но их помощь слишком
незначительна и избирательна. Так, Всемирный банк пока готов выделить кредиты
на модернизацию водоснабжения и водоотвода, а уже после этого займется
модернизацией теплоэнергетики. ВБ также имел непосредственное отношение к
созданию Нацкомиссии по коммуслугам, а сейчас помогает МинрегионстройЖКХ
разрабатывать тарифную политику на рынке теплоснабжения и внедрять приборы
учета и регулирования тепловой энергии.
В 2009 г. тогдашнее МинЖКХ при
помощи агентства USAID начало внедрять программу
«Реформа городского теплообеспечения», в рамках которой предусмотрен ряд
пилотных проектов по модернизации систем теплоснабжения и повышению
энергоэффективности зданий в более чем тридцати отобранных населенных пунктах.
По словам координатора программы Билла Таккера, двенадцать пилотных проектов
завершены в 2010 г. и еще двадцать планировалось закончить в 2011 г. В
энергоэффективность украинских городов уже инвестировано более $50 млн.
Немецкое общество технического сотрудничества GTZ при содействии Федерального министерства
экономического сотрудничества и развития Германии помогает реализовать нашему
профильному министерству еще один крупный проект - «Энергоэффективность в
зданиях».
О своей готовности выделить
гранты на 31 млн. евро на модернизацию систем теплоснабжения и другие проекты
по улучшению энергоэффективности ЖКХ некоторых городов Украины заявил
британский Фонд Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и
окружающей среде. ЕБРР уже инвестировал в системы теплоснабжения ряда
украинских городов несколько десятков миллионов евро, а недавно заявил об
интересе к участию в акционерном капитале украинских энергокомпаний, в т. ч.
ТЭЦ.
Все посчитать
Несмотря на масштабные
кадровые перестановки и громкие заявления о радикальных
реформах ЖКХ, бюджет на 2012 г. не очень радует украинских коммунальщиков.
Средств, вероятно, хватит на текущий ремонт систем теплоснабжения, но не на их
модернизацию. Точнее, модернизация в наступившем году все же начнется, но не с
усовершенствования системы выработки и распределения тепла, а с его учета. Из бюджета
планируется выделить 200 млн. грн. на программу «Обустройство многоквартирных
домов современными средствами учета и регулирования воды и тепловой энергии».
Общедомовые счетчики тепла устанавливают уже несколько лет, но процент домов,
обеспеченных ими, все еще незначителен. В наступившем году коммунальщики
обещают оборудовать все жилые дома приборами учета тепловой энергии.
Это позволит понять, сколько и
где у нас тепла вырабатывается и расходуется и что именно нужно сделать для
модернизации коммунальной теплоэнергетики. А пока даже цифры теплопотерь,
которыми оперируют чиновники и журналисты, очень приблизительны. Столь же
приблизительны цифры прогнозируемого сокращения потребления газа. Считается,
что в результате реализации Национальной стратегии модернизации теплоснабжения
населенных пунктов потребление газа в стране сократится на 30% к 2030 г. Но как
можно прогнозировать точный результат действий, если непонятно, какие именно
действия и где следует предпринять? При нынешнем уровне обеспеченности жилого
фонда счетчиками нельзя разработать, просчитать и реализовать всеобъемлющую
программу модернизации теплоэнергетики, можно лишь реализовывать отдельные
пилотные проекты и на их основе приблизительно судить, что можно сделать в
масштабах всей страны, что это даст и во сколько это обойдется.
Ніна Шершова, UGMK.INFO