Создание Реестра малообеспеченных заемщиков, обслуживающих
ипотечные кредиты, позволит государству вместе с банковской системой поддержать
социально незащищенных граждан, платежеспособность которых ухудшилась вследствие
резкой девальвации гривны, и обезопасить себя от мошенничества. Такое
предложение Ассоциация "Украинский Кредитно-Банковский Союз" озвучила
руководству Нацбанка. Об этом сообщили в пресс-службе УКБС, пишет УНН.
По убеждению УКБС, Реестр позволит выделить категорию
социально незащищенного населения, которое обслуживает жилые кредиты (валютные
или гривневые) и
действительно нуждается в смягчении условий кредитования в связи с кризисом. А
также отграничить от льгот состоятельных заемщиков, которые брали кредиты на
покупку VIP-жилья или жилья для коммерческих целей (сдачи в аренду или
перепродажи), и должников, которые не платили и при стабильном курсе.
Такой подход, когда поддержка будет предоставляться заемщику
независимо от валюты кредитования, а в зависимости от уровня его материального
обеспечения и социальной защищенности, более взвешенный и справедливый по
сравнению с популистскими инициативами поддержки только "валютных"
заемщиков путем принуждения банков конвертировать их кредиты в гривневые по
курсу и ставке значительно ниже рыночных (законопроекты № 4895 и № 4895-1).
Возложение на банки всех убытков от резкой девальвации
гривны и небрежного финансового поведения должников по валютным кредитам
(которые и при стабильном курсе сознательно отказывались от предложений по их
переводу в гривневые) будет иметь крайне негативные последствия не только для
банковской системы, но и для всего государства.
Это подтвердили уже не только НБУ, Минфин, МВФ, Всемирный
банк, но и Главное научно-экспертное управление ВРУ. По его заключению,
перерасчет существующего объема ипотечных кредитов физлиц в более $4 млрд. по определенному в законопроекте
№ 4895 курсу приведет к значительным убыткам банков и дополнительной нагрузке
на их капитал. Как следствие, количество проблемных банков может быстро
увеличиться, в т.ч. и среди государственных, докапитализация которых будет
означать дополнительные незапланированные нагрузки на Госбюджет и уменьшение
финансирования социальных программ.
Поэтому вызывает беспокойство откровенно популистские
законопроекты № 4895, № 4895-1, которые несмотря на риски
социально-экономической дестабилизации, настойчиво проталкиваются и
предлагаются на рассмотрение Парламента уже на текущей неделе.
В УКБС отмечают, что в текущих условиях важно найти
компромисс для людей, которые взяли кредиты под покупку жилья и сегодня по
объективным причинам не могут их должным образом обслуживать. Независимо от
того, в какой валюте были получены эти кредиты - в иностранной или национальной,
добросовестный заемщик должен быть уверен, что банк не заинтересован в его
выселении из единственного жилья.
Сейчас банковская система предлагает оптимальные пути
решения проблем неплатежеспособных заемщиков и лояльные для клиентов программы реструктуризации
кредитов. В частности, только по итогам реализации банковских программ по
переводу валютной задолженности в гривневую, количество ипотечных кредитных
договоров, заключенных с физическими лицами, за последние пять лет сократилось
более чем в 2 раза - с 200,9 тыс. ед. до 87,1 тыс. ед., а общий объем
задолженности по таким кредитам уменьшился с 9,9 млрд. долл. до 4,1 млрд. долл.
(по данным НБУ).
"Для реальной поддержки населения целесообразно
сформировать Реестр малообеспеченных заемщиков, которые смогут рассчитывать на
помощь со стороны государства и банков в случае ухудшения платежеспособности, -
отмечает Генеральный директор Ассоциации "Украинский Кредитно-Банковский
Союз" Галина Олифер. - Это может быть компенсация разницы процентных
ставок, установление кредитных каникул для заемщиков, которые, например,
получили кредит на приобретение единственного жилья эконом-класса или имеющих
на иждивении двух и более несовершеннолетних детей, родители-одиночки и
др.".
УНН