Секретарь Комитета по вопросам отельного бизнеса и туризма Американской
торговой палаты в Украине, управляющий партнер ArtBuild Hotel Group Алексей Евченко о том, что нужно делать,
чтобы система классификации гостиниц заработала в Украине, пишет «Дело».
Система классификации гостиниц - это самый важный критерий, который
помогает потребителю четко ориентироваться в количестве и качестве услуг,
предоставляемых гостиницей определенного класса. Как показывает мировая
практика, система классификации гостиниц может быть разной: «звезды», «бриллианты»,
«деревья», «яблоки» и многое другое. Но все они сводятся к тому, что в рамках
одного класса присутствует определенный набор критериев, одинаково понятных как
потребителям, так и отельерам, а также определяющих уровень гостиничного
продукта и его ценовой сегмент.
В Украине на сегодняшний день не существует четкого деления гостиниц на
классы или категории. Туристы, приезжающие в нашу страну и привыкшие к услугам,
к примеру, 4-звездочных гостиниц, рассчитывают на аналогичный уровень сервиса,
однако могут получить качество и набор услуг уровня 2 звезд. Такая
парадоксальная ситуация сложилась, в первую очередь, потому, что до последнего
времени на отечественном гостиничном рынке работал очень неэффективный
механизм, посредством которого гостинице присваивалась определенная категория.
В конце 2011 года для решения подобных проблем в туристической отрасли и
секторе гостиничного хозяйства было создано Государственное агентство Украины
по туризму и курортам. Одной из основных задач Агентства, поставленных
Кабинетом министров Украины, стало, в том числе, создание новой системы
категоризации гостиниц.
Следуя поставленным задачам, в декабре 2011 года этот государственный
орган организовал несколько встреч с представителями профессиональной
общественности: юридическими и консалтинговыми компаниями, гостиничными
операторами, общественными организациями и бизнес-ассоциациями. Компании-члены
Американской торговой палаты в Украине совместно с другими экспертами активно
работали над созданием новой системы категоризации, в частности, разработали
детальные и современные критерии к каждой категории гостиниц. За их основу были
взяты стандарты ХОТРЕКа (Конфедерации национальных ассоциаций гостиниц и
ресторанов), а также часть французских, российских и украинских стандартов.
Увы, сейчас новые стандарты лежат «мертвым грузом», поскольку в вопросе, кто и
каким образом будет определять соответствие объекта определенным критериям,
позиции государства и участников рынка оказались прямо противоположными. Более
того - вопреки профессиональному общественному мнению 5 сентября 2012 года было
принято Постановление Кабинета министров Украины, которое предусматривает
использование принципа добровольной категоризации гостиниц.
Это значит, что собственник новой гостиницы сможет самостоятельно
определить категорию объекта по собранным в таблицу критериям. По мнению
профессионалов рынка, такая система скрывает серьезную опасность для владельцев
гостиниц. Причин тому несколько.
Во-первых, оценивая свое детище, не каждый сможет определить категорию
объективно.
Во-вторых, за нарушение процедуры категоризации, то есть несоответствие
объекта принятым стандартам, предполагается налагать необоснованные штрафы - до
50% от дохода предыдущего отчетного периода. А поскольку в проверяющих органах
практически отсутствуют профессионалы рынка гостиничной недвижимости, к любой
проверке они будут относиться как бюрократы. В подобной ситуации найти в
процедуре категоризации какие-либо несоответствия будет относительно просто.
Такая система категоризации не решит существующих проблем, а привнесет в
отечественный рынок гостиничной недвижимости еще больше хаоса и неразберихи.
Примеры мировой практики подтверждают, что категоризацией должны
заниматься прошедшие обучение специалисты, которые знают и понимают, как
правильно применить критерии к той или иной категории гостиницы и выставить
оценку. Это должно служить, в том числе, и дополнительным защитным механизмом
для собственников гостиниц. Ведь если гостиница получает категорию от
профессионалов, а затем ее подтверждает государство посредством лицензии, то
никакой проверяющий орган не может обвинить владельца гостиницы в том, что он
несправедливо или неправомочно сам себе присудил категорию.
В-третьих, на сегодняшний день в Украине отсутствует традиция
саморегуляции гостиничного рынка. В странах, где введен добровольный принцип
категоризации гостиниц, существует вековая традиция использования определенных
критериев в сфере гостиничных услуг. Поэтому собственники отелей, которые, к
тому же, обладают определенным уровнем законопослушания и добросовестности,
отлично знают, как применить данные критерии. В Украине такой традиции нет,
поэтому, с точки зрения профессионалов, наиболее приемлемым вариантом развития
событий было бы внедрение системы обязательной сертификации и категоризации
гостиниц. Тем более, что примеры из мировой практики показывают ее
эффективность и целесообразность, особенно на развивающихся рынках.
Так, гостиничный рынок Турции в свое время столкнулся с
недобросовестностью отельеров, которые добровольно присваивали своим объектам
несоответствующий, завышенный, «турецкий» класс. Тогда этот вопрос взяли под
контроль государственные органы, занимающиеся вопросами туризма, и на
государственном уровне ввели жесткие критерии классификации гостиниц. Сегодня
гостиничный рынок Турции быстро развивается и является гораздо более
структурированным и понятным для туристов со всего мира. В европейских странах,
где внедрен принцип добровольной категоризации гостиниц, существуют
специализированные общественные организации, имеющие серьезный отраслевой
авторитет и регулирующие присвоение категории той или иной гостинице.
В Украине же наличие системы добровольной категоризации означает то же
самое, что ее отсутствие. Такая ситуация может привести к тому, что западные
бренды получат преимущество перед отечественными брендами, поскольку западный
потребитель попросту не будет доверять отечественной «системе звезд».
Безусловно, развитие отелей международных брендов является важным этапом развития отрасли, однако, в ситуации,
когда украинский инвестиционный климат оставляет желать лучшего, большую часть
внутреннего рынка формируют все-таки отечественные инвесторы. Именно поэтому
основные усилия отельеров и государственных структур, занимающихся вопросами
туризма, должно быть направлено на выработку единого видения дальнейшего пути
развития гостиничной отрасли. До тех пор, пока по этому вопросу не появится
единое мнение, ситуация с классификацией отелей будет напоминать басню
И.Крылова «Лебедь, рак и щука».
Алексей Евченко, Секретарь
Комитета по вопросам отельного бизнеса и туризма Американской торговой палаты в
Украине, партнер ArtBuild Hotel, газета «ДЕЛО»