Фонд госимущества разъяснил правила оценки недвижимости.
В письме №36-19, оказавшемся в распоряжении «Вестей», ФГИ указал, что, согласно
постановлению Кабмина №231, проведение налоговой оценки обязательно для всех
случаев отчуждения имущества, кроме случаев наследования или дарения.
На текущий момент для сделок с недвижимостью проводится два
вида оценки. Новая — налоговая оценка, которая полноценно заработала с 1
февраля 2014 г.:
вступила в силу с 1 сентября прошлого года, но до 1 февраля 2014 г. действовал
переходный период — можно было пользоваться оценками, оформленными по старым
правилам. Ее могут осуществлять лишь специалисты прошедшие сертификацию в ФГИ:
для оценки имущества они пользуются специальными программами, согласованными с
Фондом госимущества. Их заключение является определяющим при уплате налогов со сделок по покупке
и продаже квадратных метров. Вторая — это рыночная оценка, действовавшая в
нашей стране до появления новых требований. Ее могут осуществлять
специалисты, имеющие сертификат по специализации 1,1-1,7 ФГИ, их оценки
должны приниматься при оформлении договоров наследования и дарения.
Новое разъяснение Фонда госимущества потребовалось из-за
того, что нотариусы, которые должны были оформлять наследства и подаренную
недвижимость при предъявлении второй — рыночной оценки — с 1 февраля начали
отказывать гражданам в регистрации сделок. "В выходные звонили
встревоженные люди, пришедшие, а иногда и приехавшие издалека оформлять
наследство: "Куда идти, нотариусы требуют еще одну оценку?!"
Приходилось им объяснять, что налоговая оценка не будет стоить дороже рыночной,
но займет больше времени. Она оформляется до двух недель", — рассказал
"Вестям" вице-президент Лиги экспертов Украины Андрей Гусельников.
Подтвердили эти сообщения нотариусы и оценщики.
"Оформляя любой договор, касающийся отчуждения имущества, с 1 февраля мы
проверяем наличие отчета об оценке в реестре ФГИ (туда попадают данные
налоговых оценок). Это касается не только покупок-продаж, но еще и договоров
наследования или дарения тоже", — объяснила нотариус Инна Бурячек.
"Мы сделали несколько оценок именно для оформления имущества в наследство,
таково, по словам заказчика, было требование нотариусов", — дополнил ее
директор ООО "Киевский институт оценочной деятельности" Александр
Скубченко.
Людям, оформляющим подаренную и унаследованную недвижимость,
сегодня приходится платить дважды и тратить на оформление две дополнительные
недели. Сначала они приносят к нотариусу рыночную (старую) оценку, а после
того, как он отказывается по ней регистрировать сделку, вынуждены проходить еще
и налоговую. "Обе оценки стоят одинаково — по 300 грн каждая", —
сообщил оценщик Алексей.
Разрешить правовую коллизию может только профильное
министерство. В письме Фонда госимущества №36-19, в частности, содержится
рекомендация "обратиться за разъяснениями относительно действий нотариусов
в Министерство юстиции Украины". Именно распоряжениями этого ведомства в
своей деятельности руководствуются нотариусы.
"Надеюсь, в ближайшие дни мы увидим разъяснение
Минюста, и проблема решится", — резюмировал Андрей Гусельников.
Оксана
Гришина, «Вести»