Если в 2010 г. рынку лакокрасочных материалов удалось
удержаться на плаву и даже кое-где нарастить объемы, то в текущем году это
маловероятно. Уже в I кв. 2011 г. спрос на продукцию существенно упал из-за ее
подорожания на 20-30%. До конца сезона, как прогнозируют эксперты, цены на ЛКМ
вырастут еще на 10%.
На грани
Производители ЛКМ пытаются делать хорошую мину при плохой
игре – в нынешнем сезоне рынок находится в таком сложном положении, в каком не
бывал даже в предыдущие кризисные годы. Если в 2010 г., по данным директора ДП
«Капарол Украина» Павла Зможного, производство ЛКМ выросло на 7% (в т. ч.
органо-растворимых на 5%, водно-дисперсионных на 10%), то сейчас тенденции
другие.
«Ситуация плачевная», - откровенничает начальник отдела
продаж ТД «Лакма» Ирина Тимошенко. И объясняет, что поскольку ЛКМ являются
нефтесодержащей продукцией, а цены на нефть растут, то дорожает и конечный
товар. «Как может быть лучше, если цены растут – и на энергоносители, и на
нефтепродукты?», - сравнивает она ситуации начала 2011 г. и 2010 г. В частности,
стоимость нефти в I кв. выросла с $90-95 до $105-155 за баррель, а двуокиси
титана – основного сырьевого компонента ЛКМ – на 2 тыс. грн. за тонну. «Это
вообще катастрофа», - характеризует ситуацию эксперт.
Вследствие этого ряду производителей за последние три
месяца уже пришлось повысить цену на свою продукцию на 15-25%. Как уточняет
директор по маркетингу ПП «ЗИП» Сергей Коваленко, цены на органическую
продукцию выросли на 10-15%, а некоторые продукты подорожали до 40%. «Цены в
2010 г. мы вынуждены были поднимать на незначительный уровень, но изделия
нашего производства для конечного покупателя по-прежнему доступны потребителю»,
- говорит менеджер по связям с общественностью ООО «Снежка-Украина» Галина
Данилюк. И, осторожно намекая на дальнейшее удорожание продукции, объясняет,
что это не прихоть лакокрасочных предприятий, а реальность украинской
экономики, где растут цены на все ресурсы.
Очередная волна подорожания пройдет уже в апреле-мае.
Затем возможно кратковременное затишье, но в связи с традиционным летним
повышением спроса, вызванным ремонтом школ, детсадов и других учреждений, не
исключено, что и летом цены подрастут. В целом, по прогнозам И. Тимошенко, до
конца года ЛКМ подорожают еще на 10%. «Возможно, это коснется не всех
сегментов. Но растворители подорожают однозначно», - говорит она.
Выдерживают не все
Ввиду такого активного роста цен сбывать продукцию
производителям становится все сложнее. Г. Данилюк, как и другие участники рынка
стройматериалов, надеется на развитие инфраструктуры к Евро-2012, и,
соответственно, на увеличение заказов со стороны государства. На другие
госзаказы надежды меньше – финансирование ремонта государственных и
коммунальных учреждений, которые являются крупными потребителями ЛКМ,
уменьшается или в лучшем случае остается на прежнем уровне. Так что на прежние
объемы потребления продукции они никак не выходят. К тому же, рассказывает И.
Тимошенко, все чаще госучреждения стали задерживать оплату по счетам – если
раньше рассчитывались через три дня, то сейчас месяцами не платят. «Например,
сейчас есть продавцы и производители, у которых еще январские счета не
проплачены», - говорит она.
Ударил по производителям и Налоговый кодекс, из-за
которого им стало невыгодно работать с мелкими посредниками-СПДшниками.
Традиционно они были крупным каналом сбыта продукции, но сегодня он
«пересыхает» с каждым днем.
На фоне таких проблем кажется неудивительным, что на
плаву осталось лишь полдесятка украинских производителей (ПП «ЗИП»,
Коростеньский, Черкасский, Нежинский лакокрасочные заводы) и предприятия с
иностранными инвестициями, работающие на украинских мощностях.
Закрытое пространство
Впрочем, не для каждого СП сезон стартовал успешно. Так,
ООО «Тиккурила» пытается одновременно продавать и дорогую краску одноименной
торговой марки, и свою же ТМ «Колорит», стоящую втрое меньше. Правда, судя по
фрагментарному присутствию указанной продукции в рознице и нежелании
комментировать ситуацию, можно сделать вывод, что сезон для компании начался не
лучшим образом.
В ООО «Снежка-Украина» уверяют, что даже несмотря на
кризисные явления 2009-2010 гг., динамика производства предприятия в 2010 г.
осталась достаточно стабильной. А приостановку производства зимой Г. Данилюк
называет каникулами и объясняет, что на заводе уже много лет существует
традиция в праздничные дни устраивать «отдых», поскольку зимние месяцы для
отрасли ЛКМ – несезонные.
В свою очередь, по словам П. Зможного, ДП «Капарол Украина»
в 2010 г. увеличил объемы производства всей продукции на 59%. Но о прогнозах и
планах на 2011 г. на предприятии пока не сообщают.
ТМ Triora (ПП «ЗИП») сообщают о том, что за первые два
месяца 2011 г. произвели на 55% больше продукции, чем в АППГ. «За этот период
торговая марка нарастила свою долю рынка на 3% и прочно заняла свою позицию в
тройке лидеров рынка», - сообщают в компании, правда, не уточняя, насколько
успешно идут продажи. И все же их словам можно поверить – эта марка одна из
немногих неплохо представлена в строительных супермаркетах, вдобавок у компании
есть собственная сеть филиалов по всей Украине. В то же время большого выбора
торговых марок не предлагают даже крупные торговые сети – обычно там можно
найти не более 3-4 ТМ средней и ниже средней ценовой категории и 2-3
наименования дорогих красок.
Эксперты объясняют такую ситуацию не только
«специфическими условиями захода» в супермаркеты, но и недостаточно высокой
квалификацией маркетологов компаний-производителей. Соответственно, на заветных
полках и в корзинах покупателей оказываются лишь самые гибкие. Как объясняют
эксперты, несмотря на существенный крен спроса в сторону самого низкого
ценового сегмента, успешно продаваться удается и маркам средней ценовой
категории, лишь бы были грамотно выстроена дилерская сеть и гибкая
маркетинговая политика. «Нужно уметь прогибаться под рынок, особенно под
крупных клиентов», - говорит И. Тимошенко.
«Прогиб», по наблюдениям С. Коваленко, касается, прежде
всего, цены и качества – многие производители, пытаясь удержать рос цен на
продукцию и сохранить клиентов, опустили планку качества до неприемлемого
уровня. Поэтому остаться и более-менее успешно работать на рынке сумеют те,
кто, несмотря на резкий крен рынка в сторону супердешевой продукции в 2011 г.,
сможет сохранить качество по приемлемым ценам.
Наталья Тарасова, UGMK.INFO