14 февраля в
Минэкономразвития должны были рассматривать законопроект о риелторской
деятельности, но из-за отставки Андрея Клюева рассмотрение в очередной раз
отложили. Впрочем, возможно эта отсрочка даст возможность более широкому кругу
участников рынка присоединиться к работе над документом, ведь пока их
представляет только один риелтор. Остальным законопроект либо не интересен,
либо не нравится.
Нам не нравится
Президент Виктор Янукович сам
инициировал, и сам же провалил свое поручение Министерству экономического
развития и торговли подготовить законопроект о риелторской деятельности. Дело в
том, что 29 ноября 2011 г. он поставил соответствующую задачу, а в день, когда
в Минэкономики должно было состояться заседание рабочей группы по этому вопросу
(14 февраля), он уволил профильного министра Андрея Клюева.
Первое, и пока единственное заседание рабочей группы состоялось 7 февраля,
когда Минэкономразвития представил основу будущего законопроекта. Несмотря на
то, что он непосредственно касается значительного числа предпринимателей,
единственным представителем риелторского сообщества на заседании оказался
президент Ассоциации специалистов по недвижимости Украины (АСНУ) Сергей
Злыдень. Как сказано в сообщении АСНУ, он «довел до присутствующих негативные
моменты предложенной Минэкономики концепции законопроекта».
В своем комментарии UGMK.INFO С. Злыдень
объяснил, что его, как представителя риелторского
бизнеса, не устроило предложение о прописывании в законе
тарифной сетки на стоимость услуг. «Мы не хотим тарификации, которая указана в
поручении президента, поскольку речь идет о свободных рыночных отношениях. И мы
этого уже добились – рабочая группа приняла решение о том, что она подаст
соответствующее обоснование президенту», - рассказал он, уточнив, что стороны
соглашения должны на договорных условиях решать вопрос стоимости услуг.
Кроме того, по словам С.
Злыдня, риелторы выступают против обязательного наличия для представителей этой
профессии высшего юридического или экономического образования. «Мы считаем, что
достаточно иметь любое высшее базовое образование», - объяснил он.
Представитель бизнеса также оказался не согласен с тем, чтобы руководителем или
учредителем агентства недвижимости был исключительно риелтор и чтобы в компании
работало не менее 90% риелторов. Среди других отвергнутых риелторами
предложений – занятие риелторством как исключительным видом деятельности (т.е.
несовместимым с другими видами предпринимательства).
Только один
Впрочем, говорить о том, что
указанные предложения исходят ото всех риелторов, нельзя. Дело в том, что
остальные общественные организации (а таких насчитывается полдесятка), как и
крупные агентства недвижимости или риелторы не только не привлекались к работе
над законопроектом, но даже не видели его текст. Например, в First Realty Group (крупнейшие столичные АН
«Благовест» и Park Lane) о законопроекте ничего не знают.
А президент Союза
специалистов по недвижимости Украины (ССНУ) Александр Рубанов рассказал, что
оказался очень удивлен, когда узнал о текущем документе, т.к. другой
законопроект №8781, инициированный нардепом Игорем Прасоловым и поддержанный
ССНУ, сейчас уже находится на рассмотрении в парламенте. По словам риелтора,
Союз лоббирует принятие профильного закона с 1997 г., тем удивительней стало
для него отсутствие в нынешней рабочей группы других участников рынка. Как
объяснил А.Рубанов, они попросту не знали о том, что Минэкономразвития
разрабатывает законопроект, и никто их не приглашал присоединиться к процессу.
Информационный вакуум можно
объяснить по-разному: и реальным отсутствием инициативы со стороны
Минэкономразвития, и сознательным нежеланием других риелторов участвовать в
разработке этого законопроекта. Дело в том, что из-за присутствия в Украине
сразу нескольких общественных риелторских организаций разной величины и степени
влияния, на нем нет единства – каждый тянет одеяло на себя.
Руководитель кто?
Основным камнем преткновения
при этом является управленческий вопрос. Так, АСНУ хочет, чтобы сертификацию и
контроль за риелторской деятельностью осуществляла общественность, т.е. они
сами. И с этой позицией согласны большинство других организаций, но,
естественно, на месте контролера каждый видит себя, а не конкурента.
В свою очередь, эксперт по
недвижимости Артур Оганесян считает, что регуляторную функцию должно исполнять
исключительно государство. По его мнению, любой чиновник или круг чиновников
принесут рынку меньше зла, чем регулирование его конкурентной средой. «Мы
перегрызем глотки друг другу за это. С чиновником быстрее найдем общий язык», -
уверен он.
Действительно, несмотря на
уменьшение из-за кризиса числа агентств, только в Киеве, по подсчетам АН
«Планета Оболонь», работает несколько тысяч риелторов. Как объясняет аналитик
портала domik.net Владимир
Коломейко, на всех них попросту не хватает квартир и денег. Поэтому, по его
мнению, оптимально было бы объединить риелторов под эгидой государства.
Благодаря этому, кстати, появился бы шанс получать более-менее реальную
статистику по рынку, т.к. сегодня каждое агентство оценивает рынок, исходя из своих возможностей, а Минюст или БТИ
информацией если и владеют, то не делятся. По мнению эксперта, закон нужен, но
в понятном виде – например, чтобы он обязал риелторов открыто информировать о
своих тарифах, квалификации и полных контактных данных. А проводить
сертификацию он предлагает по западному образцу, когда в компании может
работать всего один риелтор, в подчинении у которого может быть ряд помощников,
юристов и агентов.
Такое разнообразие мнений
действительно говорит о неслаженности риелторского сообщества. Управляющий
директор ARPA Real Estate
Михаил Артюхов сравнивает ситуацию с черным ящиком, в котором все причастные к
разработке законопроектов о риелторской деятельности пытаются наладить только
вход и выход. «При этом никто не задумывается о том, чтобы сам «ящик» сделать
прозрачным», - разводит он руками.
Наталья Тарасова, UGMK.INFO