Верховная Рада приняла закон о внесении в некоторые законодательные акты
изменений, призванных усовершенствовать процедуру отвода земельных участков и
изменения их целевого назначения.
Парламентарии утверждают, что данный норматив устранит коррупционную
составляющую этих процессов. Но так ли это? Прежде отводом земли и вопросами
изменения ее целевого назначения занимались комиссии, которые собирали
множество подписей, печатей. Теперь процесс, как обещают, приобретет форму
согласования, что в принципе то же самое. Хотя, как уверяет «регионал» Юрий
Мирошниченко, «если в прошлом орган исполнительной власти превращался во
многоступенчатую комиссию, которая требовала большого количества согласований,
подписей, печатей, и за каждое действие нужно было платить, то сейчас эти
процедуры будут происходить в полном объеме, но перестанут быть источником
коррупционных вымогательств чиновников для человека, обратившегося с
инициативой об изменении целевого назначения земельного участка».
Как известно, наибольшее количество жалоб вызывала экологическая
экспертиза, которая превратилась в источник коррупционных доходов для членов экспертных
комиссий. Новым законом предусмотрено проводить согласования не на уровне
экологической экспертизы, а на уровне профильного министерства, которое
наделено соответствующими функциями. Граждан пытаются убедить в том, что теперь
они не будут заложниками ситуации, когда вынуждены давать взятки на каждом
шагу, чтобы получить злополучное заключение экологической экспертизы. Тот же
Мирошниченко утверждает: «Теперь именно профильное министерство будет иметь все
условия для проведения таких экспертиз и не будет иметь никакого права и
возможности требовать от граждан коррупционных платежей за каждую подпись, как
это случалось при усложненной процедуре». Похоже, теперь коррупционные
возможности сконцентрируются в руках чиновников ведомства и фирм - изготовителей
соответствующей документации. Отразится ли это на размере взяток,
спрогнозировать трудно.
Как изменить целевое
назначение участка
Назначение земельных участков изменяется в соответствии со ст. 20
Земельного кодекса Украины на основании решений органов государственной власти
и местного самоуправления по инициативе их владельцев - как физических, так и
юридических лиц. Процедура начинается с подачи заявления в местную раду или
районную государственную администрацию, если участок расположен за пределами населенного
пункта.
К заявлению (ходатайству) владельца надела прилагаются:
а) копия государственного акта на право собственности на земельный участок;
б) для физического лица - копия паспорта (страницы, где указаны серия,
номер, когда и кем выдан, место проживания); для юридического лица - копия
устава (положения) и копия свидетельства о государственной регистрации
юридического лица;
в) документы относительно установленных ограничений (обременений) и
земельных сервитутов на использование участка;
г) обоснование необходимости изменения целевого назначения земельного
участка с указанием его размера.
Затем местная рада или администрация выдают разрешение на подготовку
проекта отвода участка и его согласование с соответствующими органами и
службами. После чего нужно заключить договор на изготовление проекта с частной
или государственной землеустроительной организацией. Проект согласовывается с
органом земельных ресурсов, природоохранной инстанцией, эпидемиологической
службой, органом градостроения, архитектуры и охраны культурного наследия,
после чего направляется на государственную земле-устроительную экспертизу.
Затем заказчик подает согласованную проектную документацию в местную раду или
администрацию для принятия окончательного решения. Сельская, поселковая,
городская рада рассматривает проектные материалы и принимает решение об
изменении целевого назначения земельного участка, который расположен в пределах
населенного пункта.
Следующим шагом является рассмотрение районной госадминистрацией поданных
проектных материалов и принятие решения об изменении целевого назначения
земельного участка, который находится за пределами населенного пункта, если такое
изменение связано с последующим использованием этого участка для
сельскохозяйственных потребностей, ведения лесного и водного хозяйства,
строительства объектов, предназначенных для обслуживания членов территориальных
общин района (школ, больниц, предприятий торговли и т. д.). Если изменение
целевого назначения производится для несельскохозяйственных потребностей и
касается пашни, многолетних насаждений, лесов первой группы площадью свыше 10 гектаров, а также
земельных участков природоохранного, оздоровительного, рекреационного
назначения и особо ценных земель, районная госадминистрация подает проектные
материалы вместе со своим выводом в областную госадминистрацию. Там материалы
рассматривают и готовят свой вывод для представления Кабинету министров Украины
для принятия соответствующего решения.
Ценные массивы розданы
местными радами через ВР
Изменение целевого назначения особо ценных земель, расположенных в пределах
населенного пункта, проводится после согласования с Верховной Радой Украины по
решению сельской, поселковой, городской рады или соответствующего органа
исполнительной власти. Это решение является основанием для оформления и выдачи
гражданину или юридическому лицу государственного акта на право собственности
на земельный участок с измененным целевым назначением. В случае принятия
решения об отказе в ходатайстве о таком изменении поселковая, городская рада
или соответствующий орган исполнительной власти в течение 15 дней в письменном
виде сообщает об этом владельцу с обоснованием причины отказа. Если вы не
согласны с отказом, никто затрат - официальных и в виде взяток - вам не вернет.
В лучшем случае посоветуют обратиться в суд.
Наталья Разумовская, "Вечерние Вести"