Ресторанный бизнес в Украине, как и многие другие, сейчас
переживают очень тяжелые времена. Рестораторы говорят, что сейчас главное
удержаться на плаву с наименьшими потерями, пишет UBR.
Экономический и политический кризис в Украине затронул
абсолютно все сферы деятельности, в частности, и ресторанный бизнес.
Рестораторы говорят, что некоторым небольшим заведениям пришлось закрыться, а
вот крупные сети всеми силами стараются удержаться на плаву. Эксперты отмечают,
что за время кризиса прибыль ресторанов в Украине снизилась на 30%.
Ситуация на рынке
Рестораторы отмечают, что в последнее время стало сложнее
работать. Цены на продукты постоянно растут, особенно это касается того, что
приходится закупать за границей. На этом фоне крайне тяжело сдерживать
подорожание блюд в меню. В то же время люди стараются экономить и рост цен в
местах общественного питания их не особо радует.
Некоторые рестораны стараются сдерживать цены. Правда, говорят, что приходится экономить
на чем-то другом: контролировать, чтобы свет не горел в пустых помещениях,
более экономно расходовать моющие средства и т.д.
"Пока стараемся удерживать цены на уровне декабря 2013
года. Мы готовы работать с меньшей прибылью, ведь сейчас главное не заработать,
а удержаться на плаву", – рассказывает о делах собственник сети ресторанов
"Мафия" Оксана Середюк.
Руководство "Мафии" рассказывает, что сейчас
возникают сложные вопросы с арендой. Необходимо найти общий язык с
арендодателями в плане того, чтобы не повышать ставки. Для рестораторов важно
на наиболее выгодных условиях сохранить то место, где они сейчас работают. Ведь в любом случае,
если менять помещение, подписывать договора с новыми арендодателями – это
приведет к потерям.
Многие рестораны в связи со всеми происходящими событиями
прекратили работать вообще. Эксперты отмечают, что с начала года в Украине
закрылось около 20% заведений. А прибыль тех, которые все еще работают, упала в среднем на 30%.
Посетители стали более экономными
Индекс потребительского настроения рекордно низкий за
последние 4 года. Это отражается абсолютно на всех сферах и, конечно же, на
ресторанном бизнесе. Предприниматели говорят, что за последние полгода
значительно поменялись вкусы и желания клиентов – они стали более экономными.
Рестораторы констатируют, что в общем средний чек посетителей ресторанов
уменьшился на 5%.
"Мы замечаем, что наши посетители стали более
экономными. В этот период прошлого года средний чек по Украине, в сети
"Мафия" составлял 110-115 грн, сейчас он упал до 100
грн", – рассказывает генеральный директор сети Андрей Папко.
Многие люди в последнее время вообще отказываются от
посещения ресторанов, а некоторые просто меняют предпочтения и заказывают
больше то, что сытно, вкусно и недорого.
Привлечение клиентов
Мало того, что рестораторам, как и большей части украинцев,
приходится экономить буквально на всем, так еще и надо как-то привлекать
клиентов. А это дополнительные расходы. В "Мафии" рассказывают, что
за последние несколько месяцев начали чаще делать разные акции. К примеру, за
заказ на определенную сумму денег акционное блюдо подают бесплатно. Также
участились разные скидочные предложения, как в самом ресторане, так и при
заказе на дом.
Рестораторы рассказывают, что больший упор начали делать на
интернет-маркетинг. Активно начинают продвигать заведения в соцсетях. Директор
по маркетингу ресторана "Мафия" Виктория Губина говорит, что
продвигают в соцсетях
двухстороннее общение, когда и гости, и работники ресторана общаются,
обмениваются фотографиями и рассказывают о своих пожеланиях. С одной стороны
это помогает изучать вкусы потребителей, а с другой – показать клиентам, что их
слушают и слышат.
Развитие
Несмотря на нынешний кризис, крупные сети продолжают
развиваться. Руководство "Мафии" отмечает, что запланированные в
конце 2013 года рестораны были открыты в полном объёме. С начала года открыли
заведения в Симферополе, Донецке, Мариуполе, Львове и Киеве. Несмотря на
аннексию Крыма, там сеть работает без перебоев и крымские партнеры, даже
сейчас, планируют открытие новых ресторанов.
Рестораторы отмечают, что в связи событиями на востоке
Украины западное направление становится все более популярным и планируется
открытие ресторанов во Львове.
Татьяна Веремеева,
UBR