Жизнь полна
неожиданностей, причем, в основном, — неприятных. Так, наша читательница
Виктория жила-не тужила — и однажды оказалось, что у нее есть долг перед банком
по кредиту, который она не брала. Разобравшись в ситуации, мы поняли, что от
таких запоздалых нарывов докризисного кредитного бума не застрахован никто.
Поэтому мы решили узнать, как из такой ситуации выйти победителем. Сразу
оговоримся, что в таких нестандартных случаях не стоит пренебрегать помощью
профессионального юриста.
В БАНКЕ ИЩИТЕ
СВОЮ ПОДПИСЬ
Поскольку банк
является первоисточником бед «псевдозаемщика», то независимо от того, какой
ответ будет от коллектора, вам в любом случае придется обратиться в банк за
информацией. Как рассказал нам директор кредитного департамента одного из
банков, задача «псевдозаемщика» — разобраться в сути требований банка и
получить копии документов по кредиту, чтобы иметь на руках доказательство их
фальсификации (если подделана подпись) или мошенничества (если данные в кредитном
договоре совпадут с вашими).
«Самое простое
— отправить письмо в адрес банка с изложением ситуации, в том числе, как и
когда вам стало известно о наличии долга. У банка нужно просить копии
кредитного договора со всем дополнениями, а также копию платежного поручения,
которая подтверждает факт получения вами кредитных денег», — говорит
управляющий партнер юрфирмы «DIGNUM» Олег Кононенко. «Не стоит рассчитывать,
что банк даст посмотреть все кредитное дело, ведь там есть внутрибанковская
информация, но заемщик вправе получить дубликат кредитного договора и других
документов, где есть подпись заемщика», — уточнил банкир-кредитчик.
По словам
Олега Кононенко, у «вменяемого» банка, точнее, его службы безопасности, после
получения такого запроса должно возникнуть несколько вопросов по поводу
оформления и выдачи кредита, и, возможно, результатом таких вопросов станет
внутрибанковская проверка кредитного дела и снятие претензий. Но может статься
так, что банк будет «невменяемый» и не будет давать информацию по кредиту, даже
реквизитов кредитного договора. В таком случае Анатолий Соболевский из ВОО
«Защиты прав потребителей финуслуг» советует схитрить: «Можно на словах
согласиться платить по кредиту. При этом менеджер или кассир выпишут вам
платежный документ, в котором будут указаны номер и дата заключения кредитного
договора. Платить, конечно, не надо — просто заберите бумаги, и у вас будут
реквизиты, на основании которых можно будет писать более подробный запрос».
Если же банк не отвечает на ваши запросы, смело идите в суд. Предмет иска для
начала: обязать банк предоставить официальный надлежащий ответ на ваше
обращение в соответствии с законом «Об обращении граждан».
КАК ПОБЕДИТЬ
ВЫШИБАЛ
Первое правило
борьбы с коллектором — никаких устных разговоров, только бумажная переписка.
Второе — доказывать свою правоту коллектору бесполезно. «У коллектора есть
команда «фас» от банка и отменить ее может только он. Сам коллектор
инициировать разбирательство не будет, а только будет дальше требовать погасить
долг», — говорит старший юрист ВОО «Защиты прав потребителей финансовых услуг»
Анатолий Соболевский. Поэтому ваша задача — разобраться в ситуации, узнать
подробности о кредитах, которые на вас вешают, и понять, насколько законна
деятельность коллектора.
«Коллектор получает
от банка права «сбивать» долги с заемщиков на основании договора. Поэтому в
первом запросе нужно узнать, имеет ли коллектор право обращаться к вам. Для
этого нужно спросить о наличии договора с банком, его реквизиты, даты
заключения. Также нужно попросить копию кредитного договора со всеми
приложениями, выписку с кредитного счета и любые другие документы, которые
могли бы подтвердить наличие долга», — говорит управляющий партнер юрфирмы
«DIGNUM» Олег Кононенко. Согласно ст. 20 закона «Об обращениях граждан», ответ
вам должны дать в течение 30 дней.
В МИЛИЦИЮ ИЛИ
В СУД?
Наши эксперты
считают, что вовсе не обязательно ждать ответов от коллектора или банка — можно
сразу идти в милицию или прокуратуру, особенно если коллектор оказывает
моральное давление. «В таком случае можно обратиться в прокуратуру с заявлением
с описанием ситуации и такой фабулой: «Прошу защитить меня от незаконного
преследования со стороны коллекторской компании такой-то, представители которой
угрожают мне физической расправой и осуществляют на меня психологическое
давление. В сложившейся ситуации, учитывая агрессивное поведение коллекторской
компании, я опасаюсь за жизнь и здоровье свое и близких, а потому прошу
защитить меня от преступных посягательств», — предлагает Анатолий Соболевский.
По его словам, по такому заявлению прокуратура должна провести проверку, взять
пояснения у работников коллекторской компании. Такой путь поможет и в случае,
если коллектор и банк не спешат с ответом на ваши письма или их ответы не
проясняют ситуацию.
«Напишите
заявление в правоохранительные органы, изложив ситуацию в свободной форме. В
заявлении нужно просить провести проверку и возбудить уголовное дело по ст. 190
Уголовного кодекса Украины, то есть «Мошенничество». Заявление пишется на
основании статей 94, 95, 97, 98 Уголовно-процессуального кодекса Украины, а
мотивировать его нужно статьями 190 и 383 («Заведомо неправдивые обвинения в
совершении преступления», в нашем случае — непогашении кредита) УК», — считает
адвокат Марина Гавяда. По ее словам, распутывая клубок, правоохранительные
органы сами истребуют кредитное дело в банке, и им в банке не смогут отказать.
ИСТОРИЯ ИЗ
ЖИЗНИ
Киевлянку
Викторию коллекторы начали беспокоить три месяца назад — заявили, что у нее
долг перед банком (два кредита на 50 тыс. грн). Все бы ничего, но кредиты эти
Виктория не брала. Даже паспорт не теряла, а это важно, так как часто именно по
потерянным документам выдаются мошеннические кредиты. Более того, как потом
оказалось, оба кредита были взяты в день рождения ее отца, а в эти дни они уже
много лет всей семьей уезжают из Киева. Но самая большая проблема, что ни
коллектор, ни банк не спешат помочь «псевдозаемщице» доказать свою
непричастность к долгам. С помощью юристов Виктория обратилась к коллекторам с
просьбой прекратить незаконное преследование. В ответ коллекторы сообщили, что
так как заказ поступил от банка, то и отменить его может только банк, а свою
работу делать они не перестанут. Более того, они стали давить на
«псевдозаемщицу»: приходили к ней домой в выходные, обещали расклеить по
подъезду объявления о ее долге. В банке тоже не спешат разобраться в ситуации:
сначала «футболили» между главным офисом и отделением, где был оформлен кредит,
но документы по кредиту не показали, мол, они уже в архиве, а потом и вовсе
заявили: «Если не умеете хранить свои документы, платите».
Антон Одарюк, газета «СЕГОДНЯ»