Депутаты
сделали процедуру распределения наиболее лакомых городских земельных наделов
еще более коррупционной, пишут Комментарии.
Народные
избранники решили позаботиться о сохранении парковых зон, спортивных площадок и
предотвратить массовую вырубку зеленых зон для возведения новых домов.
Законопроект «О моратории на изменение целевого назначения отдельных земельных
участков рекреационного назначения в городах и других населенных пунктах»,
инициированный «нашеукраинцем» Иваном Зайцем, принятый парламентом, направлен
на подпись Президенту.
Документ,
за который проголосовало 295 парламентариев, предполагает введение пятилетнего
запрета на изменение целевого назначения рекреационных зон и снос расположенных
на них объектов. Контроль за соблюдением этих правил возложен на органы
местного самоуправления, МинЖКХ, МинЧС, Минэкологии и Госземагентство. Кроме
того, местным властям вменено в обязанность при разработке градостроительной
документации предусматривать увеличение участков рекреационного назначения
минимум на 5%.
В
свою очередь, Кабмин в течение ближайших четырех месяцев после вступления этого
документа в силу должен разработать и подать в Верховную Раду законопроект,
регламентирующий возможные варианты использования и защиты рекреационных
земель, особенности определения надела как рекреационной зоны (например, какой
должна быть концентрация зеленых насаждений, обязательно ли должен быть водоем,
строения и т. д.), а также искусственного создания такой зоны, чтобы
предотвратить застройку зеленых зон в будущем, после окончания действия
нынешнего моратория. Поскольку на сегодняшний день Земельный кодекс лишь
определяет виды рекреационных земель.
Однако
наличие нового закона вовсе не гарантирует зеленым зонам неприкосновенности.
Во-первых, в документе неоправданно сужено понятие рекреационных зон. К ним
отнесены лишь зеленые зоны и насаждения, а также объекты физкультуры и спорта. Соответственно,
мораторий на изменение целевого назначения будет распространяться только на
этот скудный перечень.
В
то время как Земельный кодекс к рекреационным территориям относит еще и наделы
под домами отдыха, турбазами, туристическими и детскими лагерями, а также
земельные участки, предоставленные для дачного строительства. Кроме того, ряд
положений нового закона имеет явно декларативный характер. Например, документ
вводит запрет на разрушение инфраструктуры детских и спортивных площадок, но не
устанавливает никакой ответственности за его нарушение. Не оговорено и то, за
какие деньги будет проводиться 5-процентное расширение рекреационных зон.
Но
главное, что застройщикам оставлены широкие возможности для того, чтобы
обходить действие моратория на изменение целевого назначения зеленых зон. А
именно, упомянутый запрет не распространяется на проекты по комплексной
реконструкции кварталов устаревшего жилого фонда, отчуждение участков в целях
общественной необходимости или для общественных потребностей. Проигнорировать
мораторий смогут и владельцы участков рекреационного назначения, разрешения на
разработку землеустроительной документации на которые начало действовать до
вступления в силу упомянутого закона, а также компании, уже получившие
разрешение на застройку зеленых зон.
Поэтому
с началом действия нового закона наделы из рекреационных зон будут выводиться
под видом общественной необходимости. А разрешения на строительство и
разработку землеустроительной документации для приближенных фирм попросту будут
оформлять задним числом. С другой стороны, действующий запрет на изменение
целевого назначения рекреационных зон облегчит властям процесс изъятия наиболее
лакомых городских наделов у попавших к ним в немилость компаний.
Еще
одним поводом для беспокойства жителей сел и поселков, прилегающих к
рекреационным зонам, является норма нового закона, оговаривающая необходимость
проведения до конца нынешнего года инвентаризации всех земельных участков в
стране (до 1 июля 2012 года их границы должны быть нанесены на карты). «Со
стороны заинтересованных лиц сейчас активно пойдет процесс ускорения изменения
целевого назначения земельных участков, пока инвентаризация не началась. А там,
где генеральные планы еще не утверждены, их должны будут утвердить с
«правильными» границами.
Там,
где генпланы уже разработаны и утверждены, могут быть приняты проекты программ
комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда,
куда и могут быть отнесены рекреационные зоны», - отмечает директор судебного
департамента АО «АФ «АКТИО» Ольга Просянюк. По ее словам, проконтролировать
соблюдение моратория также будет сложно, поскольку процедура обнародования
информации о планировании изменений целевого назначения земель рекреации, учета
мнения общественности и проведения экспертиз отсутствует.
«На
сегодняшний день единая база земель рекреационного назначения отсутствует. Во
время проведения инвентаризации ее исполнители могут намеренно за определенный
набор аргументов не внести некоторые земельные участки в этот перечень, чтобы
близкие к власти застройщики могли реализовывать на облюбованных наделах свои
проекты.
Также
не исключено изменение целевого назначения наделов прямо при проведении
инвентаризации», - добавляет управляющий партнер юридической компании LCF Law
Group Анна Огренчук. Поскольку большинство лакомых земельных участков уже давно
разобраны, схема по переводу участка из рекреационной зоны в категорию «под
застройку» была одной из наиболее хлопотных и затратных. С введением моратория
цена на услуги «посредников» в таких процессах, которые будут гарантировать
«правильное» прохождение участком инвентаризации, очевидно, может взлететь до
небес.
www.zagorodna.com